СюжетыКультура

Взять собор на свой баланс

Судьба Николаевского собора в Ницце похожа на притчу об Отечестве

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2011
Читать
Судьба Николаевского собора в Ницце похожа на притчу об Отечестве

Собор выстроен в 1903—1912 годах (в высокой степени — на личные средства императора Николая II). Свято-Николаевский собор в Ницце стал самым большим храмом Русской православной церкви в Западной Европе. А после 1920 года одним из важнейших храмов первой эмиграции.

Ею эти стены и намолены. Ею и держались — до тех пор, пока Россия не решила восстановить историческую справедливость. Все давно смирились с тем, что реституции в стране не будет. Оказалось, все-таки намечается. Но не в стране! РФ-2011 требует вернуть ей собственность Российской империи в Европе.

И собор в Ницце, видимо, станет первым возвращенным храмом.

Но исторического единения «старых» и «новых» русских вокруг храма не произошло. Скорее — напротив…

Историками описана многоактная драма раскола русского православия в 1920-х. Вынужденный уход митрополита Евлогия, управлявшего русскими православными приходами в Западной Европе, под юрисдикцию Константинопольского Патриархата произошел в 1931 году. Митрополит Евлогий был запрещен в служении Москвой — местоблюстителем патриарха, митрополитом Сергием (Страгородским).

Прямой причиной запрета стало участие Евлогия в 1930 году в молениях английских протестантов об облегчении гонений на верующих в России.

Ясно, под каким давлением был в СССР митрополит Сергий (впоследствии, в 1943—1944 гг. — Патриарх Московский и всея Руси). Об облегчении чего молилась в 1930 году «вся верующая Англия», ясно в той же мере.

А о самоощущении митрополита Евлогия и его эмигрантской паствы в 1920—1930-х говорит абзац из книги митрополита «Путь моей жизни».

1937 год. Голландия, Роттердам. Владыка Евлогий видит в порту разгрузку леса:

«Горы леса… тщательно обделанные доски, на нашей родной земле выращенные… Может быть, какой-нибудь бедный больной епископ, в жалких лохмотьях, замерзая от стужи и изнывая от голода, под грубые оклики палачей рубил и обделывал эти деревья, не думая, что его собрат за границей, в тепле и сытости будет смотреть на его труд…

И как бы для усиления этого впечатления перед нами вырос огромный, черный, мрачный пароход, наполненный русским лесом, с надписью «Ворошилов».

Чувство, с которым паства Евлогия, большая часть первой эмиграции в Европе, ушла в 1931 году из юрисдикции Москвы под омофор Константинополя, тут, кажется, исчерпывающе объяснено.

Вместе с причтом и прихожанами под омофор Константинополя ушли и храмы. От таких, как Александро-Невский собор на рю Дарю в Париже, Николаевский собор в Ницце, церкви Биаррица и Флоренции, до бестелесно-нищих храмов, созданных эмигрантами возле портовых бараков Марселя, заводов Эльзаса и шахт Шарлеруа.

В 2006 году посольство РФ во Франции обратилось в суд с просьбой провести инвентаризацию имущества Николаевского собора. Обоснование: до 1917 года собор принадлежал Российской империи, а современная РФ — ее преемница.

Французский суд удовлетворил иск. Однако настоятель, отец Иоанн Гейт, и Русская православная ассоциация в Ницце ACOR (ведающая храмом с 1923 года) отказались впустить судебных исполнителей в храм. Позднее решение суда было пересмотрено.

В ноябре 2006 года Российская Федерация подала иск о признании храма собственностью РФ. В 2010-м суд г. Ниццы удовлетворил иск. Виктор Хреков, пресс-секретарь Управления делами президента, заявил, что его ведомство впоследствии «намерено взять собор в Ницце на свой баланс».

…В ходе процесса оживилась Ассоциация потомков держателей Русского займа 1890—1910 гг. (отказ СССР платить по долгам Российской империи разорил в 1920-х тысячи французов, вложивших сбережения в эти облигации).

Держава Российская в «деле о храме» впервые юридически признала себя правопреемницей империи. И наследники разоренных «русским займом» рантье поставили вполне логичный вопрос о признании долгов России наряду с ее активами.

«Вопрос о долгах», впрочем, в РФ никакого официального отклика не встретил.

Тут много прелестных подробностей! Представители РФ укоряют Православную ассоциацию Ниццы во взимании платы за вход в Николаевский собор (3 евро в «небогослужебное время», вход на службы бесплатный). Но ведь именно в нулевых окрепшая держава Российская вновь стала взимать плату за вход в соборы Кремля: 350 рублей «без права посещения колокольни» и 500 рублей, ежели с Иваном Великим.

«У святых в Кремле ворот» может гулять лишь чистая публика?

Но в Ницце… в Ницце входной билет в собор оскорбляет нравственное чувство.

В мае 2011 года апелляционный суд второй ступени в г. Экс-ан-Прованс вновь признал Николаевский собор собственностью Российской Федерации. Собственно, из этого юридического решения прямые церковные последствия не вытекали. Но летом 2011 года Московской Патриархией в Ниццу прислан новый настоятель, отец Николай Озолин.

Однако у храма есть настоятель — отец Иоанн Гейт. Он поставлен на приход давно. Но не Московской Патриархией, а архиепископом Гавриилом, «наследником» митрополита Евлогия.

И Николаевский собор завис, прости Господи, между двух омофоров.

25 ноября апелляционный суд Экс-ан-Прованса должен вновь решить «русский вопрос»: следует ли общине Николаевского собора согласиться с полной заменой «эмигрантского» причта на «московский», вручить новому настоятелю все ключи от храма и всю церковную документацию?

Вокруг отца Иоанна Гейта, потомка эмигрантов первой волны (по материнской линии протоиерей в родстве с М.А. Булгаковым), сплотилась прежняя паства: потомки эмигрантов 1920-х и французы, перешедшие в православие.

Отец Николай Озолин в недавнем интервью упоминал о новых прихожанах: «Статистика говорит о том, что на Французской Ривьере сейчас проживает около 250 тысяч русских… Мое послушание заключается в приобщении их к церковной жизни. Это довольно большой труд, но перспективы тоже очень большие и радостные». (pravoslavie.ru, 1 ноября 2011 г.)

Четверть миллиона русских на Лазурном берегу-2011 — цифра оглушительная. И боюсь, что потомки тех, кто ушел из Крыма с Врангелем, среди них в меньшинстве. Большинство прибыло в Ниццу куда позже. Зато с комфортом!

Передача храма в Ницце под юрисдикцию и «на баланс» Москвы — часть этого комфорта? Сходная с передачей иконы Торопецкой Божией Матери из Русского музея в храм коттеджного поселка «Княжье Озеро» под Москвой? С методичным выдавливанием музеев из стен кремлей от Рязани до Тобольска?

Все вместе уже напоминает слоган Пелевина из «Generation P»: «Солидный Господь для солидных господ».

В 1999 году, когда роман вышел, слоган казался крайне несправедливым.

Прямая речь

Ситуацию для «Новой газеты» прокомментировал Михаил Соллогуб, секретарь епархиального совета Архиепископии Русских православных церквей в Западной Европе (Константинопольского Патриархата), профессор университета Paris I (Сорбонна):

Процедура еще не закончена. Во Франции трехступенчатая юридическая система. Суд первой инстанции в Ницце решил, что Николаевский храм будет собственностью Российской Федерации. Мы апеллировали. В мае 2011 года апелляционный суд в Экс-ан-Провансе в целом подтвердил решение первой инстанции. Мы подали на кассацию.

Юридически Российская Федерация сейчас является собственником храма. Но ведь речь немедленно пошла о замене священника, всего причта, приходского совета. А это уже не столько юридический, сколько церковный вопрос.

По церковным правилам, если священник пользуется престолом, на котором есть антиминс одного епископа, — без ведома этого епископа никто не может снять антиминс. Этот престол, этот храм находятся под омофором данного епископа. Епископом в данном случае является архиепископ Гавриил, экзарх Вселенского Патриарха. Но к нему за разрешением этой ситуации никто не обращался.

Отношение Московской Патриархии к нашей архиепископии — болезненный вопрос. В 1931 году духовенство и паства эмиграции просили митрополита обратиться к Вселенскому Патриарху. И в определении было сказано, что это временный экзархат.

Тогда первая эмиграция еще не утратила надежду вернуться. Но прошло 65 лет.

У третьего, четвертого поколения первой эмиграции — иной, уникальный опыт «жизни в рассеянии». Иное самосознание. Иной опыт родителей и дедов. И Николаевский собор в Ницце стал символом русской эмиграции. Может быть, самым ярким примером того, что когда русские очутились на чужбине — они стали жить вокруг церквей.

Православные церкви территориальны, а не национальны. Так, Антиохийская православная церковь окормляет паству определенной территории, а этнический состав верующих очень разнообразен. В Париже мы не находимся на канонической территории России.

Именно в эмиграции православная мысль стала абсолютно свободной от любого политического давления. И поэтому в Париже ХХ века, вокруг Сергиевского подворья, так расцвела русская богословская мысль. Именно «в рассеянии» стало ясно, что православие — универсально. Многие французы, англичане, бельгийцы в XX веке перешли в православие. Но к Московской Патриархии и к Москве эта часть паствы не имеет отношения.

В Ницце, насколько я знаю, каждое воскресенье в Николаевский собор приходит человек полтораста. В большие праздники до пятисот. Примерно четверть — потомки эмигрантов. Четверть — перешедшие в православие французы. Половина — из новых русских обитателей Ривьеры.

Но до «подачи иска» лишь несколько человек (в том числе и потомки эмигрантов 1920-х) выступали за переход в МП.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow