СюжетыКультура

Владивосток постарел на тысячу лет

У Лагутенко разыгралось воображение

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2011
Читать
У Лагутенко разыгралось воображение
Изображение

14 лет назад группа «Мумий Тролль» создала культовую песню «Владивосток-2000». Теперь Илья Лагутенко написал фантастическую повесть о любимом городе — таком, каким он должен быть.

На сцене — тропический лес. Барабанная установка — где-то в кустах, справа — гитарист в фирменной тельняшке, слева — басист во фраке тигровой расцветки. И конечно, Илья Лагутенко с кошачьей улыбкой.

Между искусственными деревьями и цветами по сцене расставлены треугольные зеркала. В них отражаются лица зрителей — прожекторы то и дело выхватывают их из полумрака. Осколки зрительного зала на сцене — как будто в реальность пытается вклиниться параллельный мир (точнее, перпендикулярный). И в только что поступившей в продажу книге «Владивосток-3000» два мира пересекаются, сливаются. Книгу лидер группы и вокалист Илья Лагутенко писал вместе с Василием Авченко, сотрудником «Новой газеты» во Владивостоке.

В песнях, в книге, даже в речи Лагутенко — море, вода, волны. Родной Владивосток всегда много значил для певца. Во многих интервью он рассказывал, как его огорчает стремление земляков уехать в Москву или за границу, как раздражает мнение, что в Приморье «нечего ловить, никаких перспектив». «Они не знают, что на самом деле хотят попасть сюда: во Владивосток-3000», — объясняет главному герою его проводник по новому миру. В своей книге Лагутенко описал такой Владивосток, в котором каждому комфортно жить: устранено морское браконьерство, создана свободная экономическая зона, движение стало левосторонним, и даже климат улучшился.

«Владивосток-3000» — абсолютно сепаратистская книга. В придуманном авторами измерении существует независимая от России Тихоокеанская республика, где «никто не разгонял митинги ОМОНом, не заставлял юношей отправляться воевать со своими же соотечественниками на Кавказ, не душил стариков монетизациями, молодых — налогами, а предпринимателей — бесконечными проверками алчных контролеров».

Мир Тихоокеанской республики и реального Владивостока все время сравнивается — конечно, не в пользу нынешней России. Шпион из Москвы, стремящейся присоединить Владивосток обратно и свергнуть «военно-морскую диктатуру», ловит себя на мысли: «Еще неизвестно, где настоящая диктатура…» Реалии города не укладываются в мировоззрение гостя из Москвы: взяток никто не берет и не предлагает, и он думает, что ему просто незнакомы местные коррупционные правила. В Тихоокеанской республике все устроено, как должно.

Подзаголовок книги гласит, что «Владивосток-3000» — это киноповесть. Она действительно местами похожа на сценарий: сцены сменяют друг друга, автор рассказывает обо всем в настоящем времени, описания очень визуализированные: в тексте проскальзывают обороты «мы видим», «в поле нашего зрения появляются»… Авторы надеются когда-нибудь снять фильм по своей истории.

На сцене Лагутенко постоянно иронизирует над собой. Он ведет себя как родитель, который включается в игру с детьми, но при этом не перестает помнить, что это всего лишь игра. В этом, наверное, и кроется его обаяние — к нему невозможно отнестись критически, и через несколько песен ты уже у него в руках.

На обложку книги как будто пришпилена кокарда-краб: в повести это символ Тихоокеанского флота, символ свободной республики. Спереди на нем красуется надпись «Владивосток-3000». А на обороте нарисован ровно такой же, только золотой, и на нем отштамповано «ВЛК-2000». Эти два мира — две стороны одной медали. И превратить город с ямами на дорогах и «обчумыженными рожами на лестницах» в город трехъярусных дорог и незапертых дверей не так уж и трудно. Если хочешь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow