СюжетыОбщество

Московский наблюдатель

4 декабря сотни москвичей придут на избирательные участки, чтобы проконтролировать соблюдение закона

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2011
Читать
4 декабря сотни москвичей придут на избирательные участки, чтобы проконтролировать соблюдение закона

Материал подготовила Татьяна ГУСЕВА

Близятся выборы. А с ними близятся подтасовки. Большинство москвичей смирились: говорим выборы, подразумеваем выборы «Единой России». Мол, все равно вбросят, сколько им надо, а потом подсчитают, пользуясь оригинальными методиками вычисления: один голос за партию власти может быть помножен, например, на пятьдесят, а голоса против — помножены на ноль. Что в результате и даст ноль.

Есть москвичи, которые не желают мириться с этой новейшей математикой.

На выборах все равно есть что защищать. Закон.

Изображение

Наблюдатели на выборах — это люди, которые готовятся 4 декабря воевать против нарушений на избирательных участках, вооружившись фотоаппаратом, видеокамерой и знанием Закона о выборах.

Военная стилистика вполне уместна. Ведь наблюдателю нужно быть готовым к самым разным проявлениям выборной борьбы: от хамства до прямого физического воздействия.

Кто эти москвичи, которые 4 декабря будут наблюдать за соблюдением закона? Зачем им это надо?

На что они надеются? Почему все еще верят, что их участие может хоть что-то изменить?

Изображение

Александр, 22 года, программист:

«Политикой я заинтересовался благодаря Навальному»

Деньги за наблюдательскую работу меня не интересуют. Наоборот, поскольку выборы у нас являются единственным способом выразить мнение народа, просто долг каждого, как бы пафосно это ни звучало, чтобы кампания прошла честно. А коммерческий интерес может быть только у тех, кому, например, выгодна подтасовка.

Я заметил: есть огромное количество проблем, решение которых для всех нас является важным, но почему-то все надеются, что это сделает кто-то другой.

Волонтерство — это проявление доброй воли. Я приду и потрачу какое-то количество своего свободного времени на общественно значимую работу. Кому я помогу? Всем. Эти выборы могут стать переломным моментом, потому что есть реальная возможность снизить влияние «Единой России».

Многие не знают, что для работы наблюдателем необязательно состоять в активе какой-то партии. Любой человек может стать наблюдателем.

Политикой я заинтересовался во многом благодаря ЖЖ Навального. Политика должна становиться чем-то интересным. Она должна быть не просто абстрактной борьбой партий, которую никто не может понять. Я должен видеть конкретных людей, знать конкретные суммы, понимать конкретные проблемы.

Многие наши граждане разуверились во всем. И работу наблюдателем воспринимают как проявление юношеского максимализма. А я думаю, что как раз юношеского максимализма многим и не хватает.

Но современные молодые люди все равно сидят в Интернете, то есть плавают в той среде, которая заметно отличается от того, что говорят по телевизору.

Но нам постоянно внушается, что, например, ходить на митинги нет смысла, все равно по голове дубинкой получишь. Так что всем постепенно становится безразлично.

В итоге возникает инертность. Надо как-то избавляться нам всем от этой инерт­ности. Все говорят: это не наше дело, у них там свои игры, они уже давно все за нас решили…

Сейчас у нас все решается по воле каких-то главных тридцати человек и тысячи их сторонников. А миллионы сидят и смотрят на это.

Изображение

Марина Валентиновна, 70 лет, пенсионерка:

«Я видела вброс, но не смогла на своих доносить»

У меня нет наблюдательского опыта, но я была членом избирательной комиссии на прошлых президентских выборах. Тогда победил Медведев. Я работала в школе, и нас всех долго уговаривали быть членами комиссии.

Тогда я видела вброс. Свои! Свои, а не чужие, мои коллеги это сделали! Мне не хочется об этом рассказывать, поскольку я повела себя непринципиально. Я просто не могла на своих доносить.

Нам говорили в ЦИК, что пока не будет нужного результата, просто не нужно ехать к ним с бюллетенями. Мы, например, получали одни данные, а потом пришлось их переделывать. Перед нами открыто изменяли цифры. Ну, мы же знаем, что все время и везде приписывают, даже необязательно на выборах. Например, в школе из-за успеваемости то же самое говорят: нам нужен такой-то процент.

Я никому об этом не говорила, наверное, из-за корпоративной солидарности. В принципе, эти люди такие же, как я. Они стараются, работают…

Никто, кроме меня, не отреагировал на вброс, потому что всем наплевать на это. А когда я подняла шум, в мой адрес стали говорить: «Вам что, больше всех надо?», «Мы уже домой хотим! Нам спать надо!». Даже если бы я попробовала об этом вбросе заявить, меня бы никто не поддержал.

Я не думала, что так будет. Когда перед этим были выборы, я никаких отклонений не замечала. А вот когда выбирали Медведева, это началось. Я и сама не хотела Медведева, я испортила бюллетень. А потом, когда я решила считать испорченные, мне сказали: «А у нас нет испорченных!» В принципе, от меня, по-видимому, многое и скрыли.

Я лично вброс не стала бы делать, но доносить я не могла. Если бы я в тот момент была наблюдателем, то это другое дело. Люди знают, что это наблюдатель, который следит за честностью выборов, а это — мой коллега.

Конечно, не под дулом пистолета это делали, но все знали, что иначе неприятности будут. Я думаю, у тех, кто совершает вброс, даже в мыслях нет, что они поступают нечестно. Раз им так сказали, значит, так и надо сделать.

Наблюдателем я решила стать, потому что хочется посмотреть, везде ли так. Хочу, чтобы все было в соответствии с процедурой.

Изображение

Владимир,41 год, компьютерщик:

«Мы делаем это из желания противостоять неправде»

Работа наблюдателя меня привлекла возможностью посмотреть на то, как выборы будут происходить изнутри, и попытаться воспрепятствовать некоторым нарушениям. Я не строю иллюзий насчет того, что это сильно повлияет на окончательные цифры. Но мне хочется понять реальное отношение граждан к нынешней власти.

Конечно, на государственном уровне моя работа, скорее всего, отразится не очень заметно. Но я думаю, что если станет известно о каких-то нарушениях, то люди все-таки начнут делать выбор трезвее, а может быть, это приведет к тому, что люди станут вести себя менее конформистски.

Cейчас многие молчат, боятся высказываться публично. В значительной степени потому, что вытравлена активность из людей. Свободомыслие годами придавливали селекцией советской, или скорее даже сталинской. Личная инициатива до сих пор подавляется.

Конечно, многие бурчат на кухне. Но проблемы надо решать сообща, а для этого нужна организованность. Но я сейчас не могу назвать достойного человека, способного объединить вокруг себя людей.

В нынешней ситуации я выборов не вижу. Сами по себе выборы, конечно, важны. Но все испортили. И не только власти, но и сам народ привел к этому своим конформизмом. На этих выборах я собираюсь просто испортить бюллетень.

Я познакомился с другими наблюдателями. Могу сказать, что видел самых разных людей. Кто-то в сердцах уходил: «Да что сделаешь с этой системой!» Я понял, что как раз в таких совместных акциях люди чувствуют единство, свободу, смелость. Есть даже люди преклонного возраста. Кто-то даже с чуждыми для меня политическими убеждениями. Но я думаю, всех их мотивирует на работу наблюдателем неравнодушие, желание противостоять неправде…

Изменить мир хотят в двадцать лет, а к сорока годам уже сами хотят немножко в лучшую сторону измениться. Мне бы хотелось, чтобы жизнь не прошла впустую, я бы сделал как можно больше, и потом не было бы стыдно перед Христом.

Изображение

Юрий, 50 лет, ученый:

«Я бы мог сказать — не пойду волонтером. Ну и что тогда, вечная власть?»

Работать наблюдателем я захотел, потому что контроль должен быть. Некоторые говорят: «Не пойду голосовать. Все то же самое». Ну, и я мог бы сказать — не пойду волонтером. Ну и что, вечная власть? России просто повезло, что у нас много ресурсов и большая территория. Но ничего же не производится!

Прийти работать наблюдателем,я считаю, непорядочное лицо не может. Только если это, например, подставное лицо, у которого цель что-то разведать. Среди тех, кто пойдет наблюдателем-волонтером, я видел в основном порядочных людей.

Я готов бодаться с властью, поддерживать кого-то, но это не моя цель. Я согласен с высказыванием Немцова, что «пока в этой стране не будет ротации власти, ничего в ней не будет». Должна ведь быть ротация власти, как во всем мире. Сидят многие уже по двадцать-тридцать лет и менять ничего не хотят, потому что проросли корни. Эти люди повязаны. И, как правило, они не технократы. В основном одни юристы во власти собрались. Наши властители не созидают, а просто живут одним моментом. Поэтому и получается все это безобразие в стране.

Руки я не опущу никогда. Я и умру таким. Это с рождения. И нет у России никакого особого пути — есть один путь, общечеловеческий.

СТАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ ВЫ МОЖЕТЕ, ПОЗВОНИВ В ОРГАНИЗАЦИИ «ГРАЖДАНИН НАБЛЮДАТЕЛЬ» ИЛИ «ГОЛОС»

«Гражданин наблюдатель» Электронная почта: [email protected] Тел.: 8 915 383-21-90

«Голос» Электронная почта:[email protected] Тел./факс:8 495 234-59-39 (многоканальный)

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow