КолонкаПолитика

Ищите российские компьютеры на свалке истории

Производители закрывают сборочные цеха. Еще до прихода ВТО в Россию

Этот материал вышел в номере № 132 от 25 ноября 2011
Читать

В начале ноября в СМИ появились сообщения о поиске арендаторов для загрузки крупнейшего в России завода по сборке персональных компьютеров в Калининградской области, принадлежащего отечественной компании «К-Системс» (торговая марка Irbis), которая, по ее собственным уверениям, является одним из лидеров российского рынка ПК. Сама компания эксплуатирует не более четверти производственных площадей и около 5% сборочных линий, причем большей частью не по целевому назначению — для сборки телевизоров. Вся остальная техника под маркой Irbis производится в Китае и на Тайване.

Еще более драматична история другого бывшего лидера, компании Rover Computers (контролируется отечественным капиталом, но зарегистрирована на английских Виргинских островах). В этом году она была вынуждена фактически прекратить сборку устройств под собственным брендом на российской территории и передала сборочный завод в городе Александрове под управление другой компании. Ее ноутбуки и планшеты в течение ряда лет не без успеха конкурировали с иностранными торговыми марками, но если в 2009 году, по сведениям агентства Cnews, производство планшетов Rover Pad составляло десятки тысяч, то в 2010-м сократилось до 1-2 тысяч в месяц. Доля продукции Rover Computers в России еще в 2010 году упала до 1-2%.

Я попытался выяснить путем опроса производителей, так ли все плохо со сборкой отечественных компьютеров, как следует из этих новостей, или это просто процесс смены лидеров? Этот вопрос приобретает особую остроту из-за намечающегося снижения таможенных пошлин на высокотехнологичную продукцию — одно из требований к России в связи со вступлением в ВТО. Нам, потребителям, будет только лучше — наконец-то не придется облизываться на цены ноутбуков и электронных читалок в Штатах, где те же самые модели стоят в полтора-два раза дешевле. Но на немногих отечественных производителях, и без того вынужденных конкурировать на грани выживаемости, это не может не сказаться самым фатальным образом.

К моему изумлению, отечественные сборщики и торговые компании, специализирующиеся на компьютерной электронике, к которым я обратился, под разными предлогами отказались от комментариев на эту тему, что само по себе показательно. Некоторые из них просто проигнорировали обращение по электронной почте, не помог и прямой звонок по телефону («Формоза», Kraftway, R-Style, а также торговые компании Nix и «Белый ветер», осуществляющие заказную «наколеночную» сборку настольных компьютеров под собственными марками). Другие (DEPO Computers, компания Merlion, выпускающая компьютерную технику под торговой маркой iRU) сделали это в не столь категоричной форме, но итог тот же.

Это наводит на грустные мысли в первую очередь о качестве отечественного менеджмента. Закрытые для мира, непрозрачные, российские компании — за редким исключением тех, кто имеет выходы за границу, — даже не размещают на сайтах сведений о своих руководителях или владельцах, или хотя бы контактных данных пиар-службы. Какое уж в этой обстановке успешное продвижение российских торговых марок, спрашивается?

Единственный комментарий удалось получить от «Ситроникс» — международной фирмы, ориентированной большей частью на отечественный рынок и принадлежащей АФК «Система». «Ситроникс», впрочем, прямого отношения к розничным продажам компьютерной техники не имеет, сосредотачиваясь на микроэлектронике и системных решениях для бизнеса. По мнению Карины Абагян, директора по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника», нужно развивать даже не столько «отверточную» сборку готовой продукции, сколько собственную сборку полного цикла, начиная с микросхем. Она озвучила цифры, характеризующие ситуацию: «В России готовой электроники потребляется на $80 млрд в год. В то время как потребление электронных компонентов (чипы, пассивные компоненты) составляет только $1,5 млрд, хотя в стоимости готового устройства чипы в среднем составляют 20-25%».

Я не уверен, что в современных условиях можно и нужно конкурировать с китайско-тайваньскими фабриками, обеспечивающими около 80% мирового рынка хай-тека, в том числе и потребности упомянутых выше «российских производителей». Но это не означает, что мы, претендуя на место среди ведущих мировых держав, вовсе не должны развивать свое собственное производство полного цикла, о котором говорит Карина Абагян. Цена этого упущения далеко выходит за рамки обычной рыночной конкуренции и заключается в словах «национальная информационная безопасность».

Сейчас в этой связи много говорят об «отечественной операционной системе», причем спектр мнений о ней простирается от откровенного высмеивания до восторженного «наконец-то!». Но почему-то мало кто задается вопросом: а для каких платформ предназначается эта система? Если ее предполагается устанавливать на все те же китайско-тайваньские ноутбуки под корейскими, японскими и американскими торговыми марками, то тогда насмешники кругом правы: смысла в этом не больше, чем было бы в выпуске отечественных крылатых ракетах под управлением американской навигационной системы GPS.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow