СюжетыОбщество

Суд по делу чести

Сегодня в Шарлеруа открывается процесс по поводу убийства, потрясшего Бельгию

Этот материал вышел в номере № 130 от 21 ноября 2011
Читать
Сегодня в Шарлеруа открывается процесс по поводу убийства, потрясшего Бельгию
Изображение

На скамье подсудимых — брат, сестра и родители жертвы. Если коллегия из двенадцати присяжных признает их виновными, то всем грозит пожизненное заключение. В Бельгии это высшая мера.

Нетривиальность процесса в том, что подсудимые обвиняются не только по традиционной статье — «Умышленное убийство», но и по сравнительно новой в бельгийском законодательстве статье «Преступление чести» (введена в уголовный кодекс в 2007 году и направлена прежде всего против нарушений прав женщин, насилия в семье, принудительных браков). Суд связан с чувствительной темой ислама и мусульманской миграции в Европе.

Предыстория такова: 22 октября 2007 года в родительском доме в Шарлеруа тремя выстрелами была убита двадцатилетняя Садия Шейх, бельгийка пакистанского происхождения. Убийца — ее старший брат Мудусар, которому сейчас двадцать семь. Он берет всю вину на себя и нисколько не раскаивается. Но у обвинения есть основания подозревать в соучастии и даже организации убийства остальных троих родственников, которые были в тот вечер рядом и которые уговорили Садию прийти на ужин. Они проходят не как свидетели, а как обвиняемые.

Садия училась в бельгийской школе, потом в бельгийском университете, изучала право. Ходила в кино, на дискотеки, студенческие вечеринки. В общем, жила, как большинство молодых бельгийцев, в том числе и из иммигрантской среды.

Но родители прочили ее в жены кузену, который живет в Пакистане и с которым Садия никогда не встречалась. Местный имам в 2005 году организовал «свадьбу» через интернет. Садия ушла из дома. Родственники долго звали ее вернуться, и она решилась поехать на семейный ужин «примирения».

Как только Садия вошла в дом, брат встретил ее тремя пулями из пистолета. «Защитил честь семьи». На допросах клялся, что сделал это в невменяемом состоянии. Родственники твердят то же самое, но им не верят…

Открывающийся процесс дал пищу для разговоров об исламизации Бельгии. Действительно, арабки в хиджабах на брюссельских улицах заметнее, чем арабки-продавщицы в топиках с голыми плечами в бутиках на авеню Луизы и магазинах на рю Нев. Но вот некоторые цифры и факты. В миллионном Брюсселе живут 236 тысяч человек, которые считают себя мусульманами. Это примерно пятая часть населения бельгийской столицы. Мусульман значительно меньше в малых городах, где живет основная часть десятимиллионного населения Бельгии.

На днях в Королевской академии Бельгии прошла презентация исследования профессора социологии Лувенского католического университета Феличе Дассетто о мусульманах Брюсселя. Дассетто уже более сорока лет изучает мусульманскую общину бельгийской столицы. В его книге она предстает не как нечто единое и целое, а как калейдоскоп с меняющейся картинкой из цветных кусочков стекла. Дассетто представил «типологию исламизированных частей населения Брюсселя», показав многообразие мусульманской диаспоры. Он не отрицает, что в ней есть фундаменталисты, но не считает их очень влиятельными. Профессор видит реформаторские тенденции в европейском исламе, подобные тем, что изменили европейское христианство. Он призывает сломать стену отчуждения вокруг европейских мусульман, признать их органичной частью общества.

В «типологии» семь разных категорий брюссельских мусульман. От «ностальгических» иммигрантов, прибывших в Бельгию 40—50 лет назад и воссоздавших в брюссельском квартале уклад жизни родной деревни в горах Атласа, до «раскомплексованных». Последние, кстати, составляют самую многочисленную категорию. Они закончили бельгийские школы и европейские университеты, работают на предприятиях и в банках, служат в полиции и правительстве. В их жизни ислам занимает не больше места, чем христианство в жизни их коллег, друзей и соседей из «коренных» бельгийцев.

Тем не менее с сентября по бельгийским сайтам гуляет статья американца Серена Керна из мадридской Группы стратегических исследований. Он рассказывает о создании в Антверпене, втором по величине городе Бельгии, «шариат-ского суда», который-де начал конкурировать с бельгийской судебной системой и вообще государственной властью.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow