КолонкаПолитика

Нам предлагают не только выбрать единственно верную партию, но и оплатить это шоу из собственного кармана

Налог с продаж — это как раз налог на потребление. И — бинго! — платить его придется даже пенсионерам

Этот материал вышел в номере № 130 от 21 ноября 2011
Читать
Налог с продаж — это как раз налог на потребление. И — бинго! — платить его придется даже пенсионерам

Традиционная предвыборная накачка населения деньгами в этом году имеет важные особенности, две.

Во-первых, она жестко сфокусирована на ключевых группах поддержки: пенсионерах, которые обязаны за подачку честно проголосовать правильным образом, и силовиках, включая военных, которые помимо электорального реверанса должны еще и вселять в режим уверенность, что он крепко держится на штыках и дубинках. Так сказать, белорусский сценарий — начало.

Во-вторых, правительство, раздавая обещания, вышло за рамки собственных финансовых возможностей. Даже при самых благоприятных макроэкономических сценариях, а они сегодня столь же правдоподобны, как предвыборная агитация «Единой России». Значит, по счетам, выставленным партией и правительством, кто-то будет должен заплатить.

А кто, если не мы?

Сегодня российская власть обладает уникальными по сравнению с конкурентами возможностями для повышения налогов.

И они будут использованы, но в нашей традиционной стилистике: не должно быть «непопулярных» решений. Считается (а в условиях деградации институтов обратной связи более точного индикатора нет), что, например, непопулярно повысить налог на доходы физических лиц, сделать его дифференцированным. Нельзя также повысить пенсионный возраст.

Зато можно ввести новый налог, который, с одной стороны, отщипнет-таки часть доходов у населения, а с другой — хоть немного прикроет пенсионную дыру.

Такой проект уже есть — идея Минздравсоцразвития о введении специального сбора для социального обеспечения стариков в размере 1—2% от зарплаты, бремя которого должны поделить между собой работник и работодатель. По факту это подоходный налог, но оформленный как социальный взнос. А значит, администрироваться он будет Пенсионным фондом. Дальше — просто. Наступит черная година — и вынесут на обсуждение вопрос: а логично ли держать про запас заначку для части стариков, когда абсолютно всем нечем платить пенсии? А может, нам этот сбор влить в Пенсионный фонд, да еще на процент повысить? Ну что для отдельного человека процент? Двести пятьдесят рублей в месяц, если считать по средней зарплате по стране. Жалко, что ли, для бабушки с дедушкой?

Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, обмолвилась о том, что рассматривается вариант возрождения налога с продаж (НСП). Ранее помощник президента Аркадий Дворкович тоже предлагал его возродить, но ценой отмены налога на добавленную стоимость (НДС), что предполагало бы общее снижение налогового бремени.

Отменить НДС невозможно. Это более трех триллионов рублей в год в федеральный бюджет, а кроме того, огромный коррупционный рынок на схемах по возврату НДС (желающие могут почитать материалы «Новой» о деле Магнитского, например).

Зато можно ввести налог с продаж параллельно с НДС, хотя они, конечно, друг друга в известной степени дублируют. И ведь такая практика существовала до вступления в силу действующего Налогового кодекса.

Но при необходимости эту идею можно подать не как возврат к старым лекалам, а как инновацию в духе децентрализации, о которой в последнее время много говорил президент страны, намеревающийся стать премьером.

Ведь НСП, в отличие от НДС, — налог региональный. Он позволит частично заткнуть дыры в бюджетах субъектов Федерации, которые сейчас латаются федеральными дотациями. Как бы.

На деле действительно бедные регионы много не соберут, ведь там, где нет денег, нет и торговли. А богатые доноры субсидий и не просят. Зато под сурдинку увеличения налоговой базы им можно будет в очередной раз спихнуть часть федеральных полномочий, связанных с социальными обязательствами.

Бизнес в данном случае не пострадает. Издержки по НСП мгновенно перекладываются на потребителя. Для этого даже ценники можно не переписывать — налог отражается в чеке, а в силу того, что он невелик (в разное время варьировался от двух до пяти процентов), он и не слишком заметен в масштабах одной транзакции. Это 50 копеек при цене батона 10 рублей.

Фокус в том, что для относительно бедных граждан такой налог превращается в квазианалог подоходного. Ведь бедные тратят все доходы на потребление — сберегать и инвестировать им просто нечего. А НСП — это как раз налог на потребление. И — бинго! — платить его придется даже пенсионерам.

Так что нам предлагают не только сделать правильный выбор в пользу одной-единственной партии и ее лидера в качестве президента, но еще и профинансировать это из собственного кармана.

Впрочем, расходы на рекламу всегда заложены в стоимость товара.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow