КолонкаПолитика

«Невероятный» противник

Письмо из редакции

Этот материал вышел в номере № 130 от 21 ноября 2011
Читать
Как любил говаривать официанткам один мой знакомый спортивный журналист (после 300 граммов): «Нам еще по 150, и подумайте о счете». Так и наши военные ведомства: думать о полной замене срочников на контрактников начнут почти к окончанию следующего президентского срока и в ознаменование 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции
Изображение

Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров не исключил, что в России может появиться контрактная армия. К 2016 году. Точнее, так: в 2016 году, когда численность контрактников, по плану, достигнет 425 тысяч человек, военные подумают о том, стоит ли отказываться от призыва.

Как любил говаривать официанткам один мой знакомый спортивный журналист (после 300 граммов): «Нам еще по 150, и подумайте о счете». Так и наши военные ведомства: думать о полной замене срочников на контрактников начнут почти к окончанию следующего президентского срока и в ознаменование 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

К тому времени попыткам реформы системы комплектования Вооруженных сил исполнится без малого 15 лет — план перехода на контрактную армию предлагался президенту Путину и министру обороны Иванову в 2000 году. Отказ от плана мотивировался его дороговизной. Но с учетом тех военных расходов, которые уже были и еще предстоят, можно предположить, что основная причина отказа — в дефиците политической воли: проще собирать по сусекам пушечное мясо второй свежести, оставшееся после откупившихся, находящихся в бегах и имеющих отсрочки призывников, чем формировать квалифицированную профессиональную армию. Нужда в таких кадрах, кстати, мотивирована и программой вооружений, стоимость которой до 2010 года оценивается в более чем 20 триллионов рублей. Дело даже не в отставке Алексея Кудрина, поводом для которой стала эта программа. И не в том, что в федеральном бюджете доля расходов на национальную оборону уже в 2013 году станет выше вообще всех возможных расходов. А в том, что с внедряемой и закупаемой, в том числе у вероятного противника (а таковыми Макаров отнес страны НАТО), современной военной техникой надо уметь обращаться. Рекруты управлять такой техникой не смогут.

К тому же начальник Генштаба уверен, что и в 2016 году армии удастся «собрать» 350 тысяч солдат для службы по призыву. Учитывая отношение к армии родителей и детей, боюсь, что это утопия. Ну нельзя жить в XXIвеке с принудительной армией. Нельзя идти против образа жизни: никто из молодых при нынешней жесткой конкуренции на рынках труда и образования уже не хочет терять непроизводительным образом даже год. Нельзя идти против демографических трендов: в 2015 году в стране останется 590 тысяч восемнадцатилетних против 648 тысяч в 2011-м.

Единственный вариант — отправлять служить в Российскую армию тех самых таджиков, которые заготовлены к депортации. (Или какой там народ из стран СНГ будет ходить в провинившихся в 2016 году?)

Военная реформа — одна из самых затянувшихся. Вопреки здравому смыслу и финансовым возможностям тучных лет. Если с кем и воюют военные ведомства, так это с «невероятным» противником — реальностью. А столь масштабные военные расходы вкупе с расходами на безопасность и правоохранительную деятельность объяснить иначе, как подготовкой к обороне от собственного народа, невозможно.

Правда, у армии есть шанс выжить: перейти на сторону народа. Тогда она станет дешевой и профессиональной.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow