СюжетыКультура

Ваше время истекло!

В Центре имени Мейерхольда рассказали о свободе человека театра

Этот материал вышел в номере № 128 от 16 ноября 2011
Читать
В Центре имени Мейерхольда рассказали о свободе человека театра
Изображение

Первый театральный альманах, затеянный компанией VOTTEBE и Центром имени Мейерхольда, имел вполне определенную задачу: устроить смотрины театральной поросли, которой предстоит жить и работать в новую эпоху ЦИМа. Тему объявили просто: свобода.

Эту же тему можно смело заявлять для следующих альманахов. За два года рабочей программы у руководителя Центра Виктора Рыжакова есть шанс воспитать театральное поколение, для которого за этим словом что-то стоит. Пока степень несвободы явлена катастрофическая.

Собрали в основном выпускников РАТИ и ВГИКа. Молодые вежливы, начитанны, ироничны. То, что они показывают, можно определить как хипстер-театр: «Подтяжки имени Семашки, мочала а-ля Качалов, гребенки Мейерхольд», как писал Маяковский. Юные хипстеры читали о свободе в книгах и соцсетях (телевизор хипстеры не смотрят), слово отзывается в них цитатами из Ницше (миниатюра «Зачем человеку рот» выпускника РАТИ Андрея Сиротина и художницы Марии Славиной); воспоминаниями о курортном романе (миниатюра «Открытая лекция об автократических свойствах ничего» вгиковского выпускника Антона Нефедова); мантрой «Как бы не облажаться» выпускника мастерской Кудряшова Кирилла Вытоптова.

Страх сказать что-то не то, забалтывание, уход от темы — итог вечера. Зрители искренне подбадривали артистов мгновенным смехом и аплодисментами, но так же искренне утекали к выходу: кому интересно присутствовать на экзамене, где студент пытается обмануть профессора разговорами о чем угодно, кроме темы в билете?

Большинство участников альманаха — не старше 25-ти. Бум театральных студий 1980—1990-х с их верой изменить театр и даже перенаправить колесо истории они провели в колясках. В вузах не всё ладно с интернетом, а учебная программа отстает на полвека. Общество говорит им: «Ты устроишься, если научишься соглашаться». И как будто не было в их учебной программе опыта Мейерхольда, основателя ЦИМа Валерия Фокина, бесившего академиков своими ранними спектаклями, учителя нынешнего худрука ЦИМа — Виктора Рыжакова, Александра Володина. Но Рыжаков терпеливо выводит молодых на помост — чтобы пробовали думать сами.

Актеры, начинавшие репетировать в спектакле «Двое в твоем доме» о белорусском диссиденте Некляеве в «Театре.док», сначала ворчали: это какая-то фигня, политический театр. А через полгода оказались людьми с внятной гражданской позицией. После избиения Олега Кашина хореограф Денис Бородицкий задумался о том, как выразить отношение к происходящему в стране на языке танца, и через год появилось соло «Свобода для». В «Свободе для», показанном в рамках альманаха, есть красота борьбы и красота смирения перед неизбежным. Во вступительном слове хореограф говорит о том, что больше не может не думать о политике, потому что иначе политика будет думать за него. Поживший в Америке, он не понаслышке знает о том, как любят американские танцовщики снабжать свои спектакли общественно-политическим месседжем. А также о том, как любят российские танцовщики объяснить свой аутизм советским бременем, когда балетных заставляли участвовать в политически ангажированных спектаклях. Переварив обе крайности, Бородицкий выбрал иметь позицию: это первое танцевальное соло, осмысляющее действительность без укрытия метафор за всю новейшую историю современного танца.

Когда мэтры экспериментального театра AXE Павел Семченко, Андрей Сизинцев и Владимир Волков в перформансе «Колыбельная колыбельных» демонстрировали свободу жизни на сцене для себя, вдвое превысив лимит времени, из зала закричали: «Ваше время истекло!». «Мы не успеваем убраться. Зрители, помогите нам», — растерянно изрек Семченко из-за горы пластиковых стаканчиков, разбросанных по сцене.

И публика бросились на сцену, чтобы помочь заслуженным артистам закончить спектакль и освободить пространство.

Прямая речь

Виктор РЫЖАКОВ,худрук Центра имени Мейерхольда:

— Необходимость в постановке вопроса о свободе в театре назрела совсем. У Вахтангова программная работа называлась «С художника спросится». Верно, что для участников альманаха важно определение свободного человека как не боящегося ответственности – этической, эстетической, гражданской. Так мы и познакомимся с возможными участниками программы «Новые театральные лидеры», которая в течение двух лет будет идти в Центре имени Мейерхольда.

Павел СЕМЧЕНКО:«Свобода — это ничто».

Денис БОРОДИЦКИЙ: «Свобода — это ответственность».

Владимир ВОЛКОВ: «Свобода — это то, что дополняет равенство и братство».

Александр КАЩЕЕВ:«Свобода — ни за что не отвечать».

Андрей СИРОТИН: «Уровень свободы определяет уровень самого человека».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow