КолонкаПолитика

«Синие ведерки» предлагают ГИБДД свой вариант наведения порядка на дорогах

Этот материал вышел в номере № 125 от 9 ноября 2011
Читать
Петр Саруханов — «Новая»
Петр Саруханов — «Новая»

«Ведерки» давно собирались изложить идеи, появившиеся в результате обобщения опыта взаимодействия с системой ГИБДД. Идеи, направленные прежде всего на улучшение работы ГИБДД. Конечной нашей целью является радикальное уменьшение смертности на российских дорогах. Я попробую обосновать в цифрах, почему ГИБДД надо срочно привлекать в качестве добровольных помощников обычных автомобилистов, которым надоело ездить в условиях тотального хаоса, бардака и беззакония.

Мы уже живем в условиях, когда в одной только Москве 5 миллионов автомобилей, а по России — уже 40 миллионов. И автопарк, и пробеги растут с каждым годом. Даже если принять консервативную оценку — одно нарушение ПДД на 100 км пробега (а это очень консервативная оценка!), — мы получим, что в год на дорогах страны происходит 640 миллионов нарушений ПДД. Из них специальными техническими средствами, попросту говоря, камерами ГИБДД, фиксируется всего 1,5 млн нарушений в год, то есть 0,25%.

Дополнительно к камерам 100 тысяч инспекторов (а именно столько их служит в рядах ГИБДД) теоретически могут составить около 250 млн постановлений в год, если они будут заниматься только и исключительно этим. Однако в реальности в год выписывается около 50 миллионов протоколов, не все они доходят до постановлений. В итоге это дает еще дополнительно 7% выявленных правонарушений.

Таким образом, получается, что на дорогах выявляется и подвергается наказанию только каждое 15-е нарушение. С учетом того, что средняя сумма штрафа не превышает 500 рублей, получается, что проехать на красный в среднем стоит не 700 рублей, а 30 рублей. И повышением штрафов дорожную ситуацию уже не улучшить. Проблема не в размере штрафа, а в том, что он взимается в лучшем случае только в одном из 15 нарушений ПДД.

Задумаемся, что бы сделал разумный человек, чтобы выявить и довести до наказания хотя бы половину всех правонарушений (около 300 миллионов в год):

1. Увеличить численность ГИБДД в 6 раз — до 600 тыс. инспекторов на страну.

2. Использовать потенциал выявления правонарушений с использованием современных технических средств (фото-, видеофиксация).

Увеличивать численность инспекторов в разы никто не будет, это тупиковый экстенсивный путь. Поэтому остается только идти по пути использования современных технических средств. Здесь есть два варианта выявления правонарушений:

1. Автоматический, с использованием специальных средств с возможностью проведения измерений.

2. Полуавтоматические, с использованием видеорегистраторов активных и неравнодушных граждан.

В первом случае специальными техническими средствами регистрируются правонарушения, которые относятся к категории измеряемых, например, скорость. Во втором же случае регистрируются нарушения разметки, правил проезда светофоров, «встречка», ж/д переезд, выезд на загруженный перекресток, обочина и другие нарушения, которые имеют не менее трагические последствия, чем несоблюдение скоростного режима.

Невозможно физически контролировать скоростной режим на всей дорожной сети даже одного города — для этого нужно установить несколько десятков тысяч комплексов контроля скорости. Та же «Стрелка-СТ» стоит более 3 миллионов рублей, добавьте еще сложности установки, управления и обслуживания такого огромного числа камер. Видеорегистратор же приобретается всегда за счет водителя и выполняет двойную функцию: защита прав автомобилиста в спорных ситуациях, ДТП и выявление откровенных правонарушений со стороны «потерявших берега» водителей.

1000 неравнодушных водителей на всю страну, которые будут присылать всего лишь по 3 серьезных нарушения каждый день, заснятых на видеорегистратор, смогут выявить 1 миллион правонарушений в год. Это всего лишь тысяча человек! А если таких людей будет 10 тыс., то выявленных нарушений уже будет 10 млн. А если 100 тысяч (0,25% от общего числа водителей в стране)? В этом случае количество выявленных правонарушений будет в два раза больше, чем количество выявленных правонарушений, выявленных инспекторами ДПС, получающими за это зарплату.

При этом выявленные нарушения будут равномерно распределены по времени и пространству, в то время как львиная доля протоколов составляется инспекторами ДПС во время рейдов или в соответствии с планом по протоколам. Не забывайте и о колоссальном профилактическом эффекте от внедрения такой схемы. Получить штраф можно будет не только от инспектора ДПС в погонах, но и от другого водителя, которому не нравится, когда правила нарушают прямо у него на глазах.

Разумный человек поймет, что если обычный водитель, который ездит по городу по своим делам или работе, будет отсылать в ГИБДД по три нарушения в день, то, в случае сохранения старого алгоритма работы с заявлениями граждан, ему придется также ежедневно ездить в ГИБДД для дачи письменных объяснений. Но граждане не получают зарплату за эту работу. Поэтому крайне необходимо, чтобы для неравнодушных к окружающему бардаку людей были созданы условия, когда сообщение о правонарушении не влекло бы за собой необходимости визита в ГИБДД, проведения административного расследования, а оформлялось бы по упрощенной схеме в рамках ст. 28.6 КОАП РФ. В этом случае число людей, готовых потратить 5 минут своего личного времени на восстановление порядка, будет гораздо больше, чем мы наблюдаем сегодня.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow