В 2001 году по инициативе президента Путина был принят новый Федеральный закон «О политических партиях». Он стал еще одним удобным инструментом расправы с оппозицией, ликвидации любой неугодной власти политической партии и отказа оппозиционерам в регистрации новых партий. Однако в этом году решением Европейского суда по правам человека по «делу распущенной Республиканской партии России» требования закона были признаны самыми жесткими и запретительными среди всех 47 стран — членов Совета Европы. Недавно решения ЕСПЧ вступили в силу.
Напомним, что еще пять лет назад — в августе 2006 года — в России было 35 зарегистрированных политических партий. Однако очень быстро 16 партий (включая Республиканскую партию России — РПР) были ликвидированы судами по инициативе правительства «за несоответствие требованиям закона». Несоответствие — это надуманные придирки к уставам, якобы отсутствие численности в 50 тысяч членов и по 500 членов партии не менее чем в 45 регионах.
Вскоре в России осталось уже только 19 партий с госрегистрацией. Власти стали активно принуждать и их к самоликвидации или слиянию в лояльные Кремлю новые объединения. Так со временем исчезла Аграрная партия (ее, как и объединенную промпартию, поглотила «ЕР»). Несколько партий (пенсионеров, «Жизни» и «Родина») составили нынешнюю «Справедливую Россию». Потом к последней привязали еще «зеленых» и «единых социалистов». В 2008 году еще три партии: Союз правых сил, Демпартия и «Гражданская сила» — слились в послушное Кремлю «Правое дело». Всех, кто не покорился воле Кремля, ликвидировали.
В результате всех этих ликвидаций, слияний и поглощений, преобразований и самороспусков в России образовалась нынешняя, крайне удобная Кремлю «семипартийщина», обеспечивающая полное преобладание правящей «партии жуликов и воров» в политической системе и парламенте.
Закон о партиях используется властью и для недопущения регистрации новых партий, заподозренных в опасной оппозиционности. За последние годы было отказано в регистрации 11 новым политическим партиям, а точнее — вообще всем, кто пытался зарегистрировать новую партию. Последней в этом списке стала Партия народной свободы (ПАРНАС), которой было незаконно отказано в регистрации в этом году.
Республиканская партия России (РПР) — одна из старейших партий страны, которая была создана в 1990 году и входила в Госдуму первых четырех составов. Однако и она весной-летом 2007 года была ликвидирована Верховным судом России (судья — Н. Толчеев, а затем — Кассационная коллегия ВС РФ). Ликвидирована по иску правительства РФ, от имени которого выступал Минюст во главе с В. Устиновым. Минюст утверждал, что у партии на тот момент было лишь 33 региональных организации, соответствовавших требованиям «закона», и «лишь» 43 тысячи членов. РПР, в свою очередь, представила суду доказательства наличия в партии 48 региональных отделений численностью более 500 человек и список членов партии более чем в 58 тысяч человек. Однако суд документы партии рассматривать отказался, поверил справке Минюста в несколько страниц и партию ликвидировал. В результате республиканцы не смогли принять участие уже в двух думских выборах — 2007 и 2011 года, не говоря о множестве региональных и муниципальных кампаний.
Будучи категорически не согласными с запретительным характером закона о партиях, карательной практикой Минюста и незаконной ликвидацией партии, члены РПР обратились в том же 2007 году в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). А 12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение — ликвидация РПР была незаконной. Суд установил, что Россия нарушила Европейскую конвенцию о правах человека, имеющую в нашей стране силу закона.
Российское правительство попыталось оспорить решение в Верхней палате ЕСПЧ 8 июля 2011 года. Но проиграло и здесь — суд не счел необходимым еще раз возвращаться к рассмотрению дела. На днях нам стало известно, что решение ЕСПЧ по делу РПР вступило в силу 15 сентября.
РПР первой в постсоветской истории (как политическая партия, а не как отдельное лицо) выиграла в ЕСПЧ у российского государства, создав прецедент, важный не только для всех запрещенных и незарегистрированных партий, но и для всей политической системы. Вслед за иском РПР ждут своей очереди другие иски (например, подобный иск РНДС Михаила Касьянова, которому отказали в регистрации его партии). По прецеденту РПР у всех теперь есть шансы на победу в суде.
ЕСПЧ обратил внимание России на запретительный, по сути, характер закона о партиях, предельно ограничивающего права и свободы граждан, разрушающего основы демократии. Теперь есть возможность новых обращений в Конституционный суд с требованием признания неконституционности ряда основополагающих требований закона. Если бы парламент России уважал Конституцию и решения ЕСПЧ, он также должен был бы сам внести соответствующие изменения в закон о партиях.
Теперь государство обязано (в том числе по российскому законодательству) вернуться к вопросу о ликвидации РПР, признанной европейским судом незаконной. Верховный суд обязан отменить незаконное решение, принятое судьей Толчеевым четыре года назад. РПР должна быть восстановлена в списке юридических лиц, то есть получить право участия в выборах. Партии должно быть дано разумное время для приведения своих устава и структуры в соответствие с требованиями «закона» (мы по-прежнему не признаем его конституционность). Справедливо было бы выплатить партии компенсацию за фактическое поражение в конституционных правах членов партии и ее сторонников в течение последних четырех лет. В ближайшее время мы официально направим соответствующие требования в Верховный суд.
Восстановление РПР открыло бы возможности для восстановления, по аналогии, других незаконно ликвидированных, а также и регистрации новых оппозиционных партий. А также обеспечило бы Партии народной свободы возможность участия в выборах всех уровней (через переход членов ПАРНАСа, одной из создателей которого выступила РПР, в ряды Республиканской партии).
У российской власти нет никакого законного способа отказать нам в восстановлении РПР. Отказ Верховного суда в отмене его же незаконного решения повлечет за собой открытый конфликт с Советом Европы. В СЕ созданы недавно новые структуры, задача которых — мониторинг исполнения решений ЕСПЧ в странах — членах Совета Европы. В ближайшее время мы обратимся туда со специальным меморандумом с просьбой взять под контроль исполнение российскими властями решения по РПР. В случае неисполнения решения суда Комитет министров СЕ должен будет рассмотреть вопрос о формах реагирования — вплоть до приостановления членства России в Совете Европы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68