СюжетыПолитика

Никто не ответит за «Нерпу»

Государство демонстрирует полное нежелание искать виновных в катастрофе на подлодке. Есть лишь желание добиться осуждения стрелочников

Этот материал вышел в номере № 116 от 17 октября 2011
Читать
Государство демонстрирует полное нежелание искать виновных в катастрофе на подлодке. Есть лишь желание добиться осуждения стрелочников

В пятницу наконец-то был вынесен оправдательный приговор по делу о гибели 20 человек на подлодке «Нерпа».

Приговор ожидался еще 5 октября, но по неизвестным причинам был отложен на десять дней. Лично я могу объяснить это лишь одним: суд оказался не готов к оправдательному вердикту присяжных в отношении матроса Дмитрия Гробова и командира «Нерпы» Дмитрия Лаврентьева. Суд не имел возможности тупо скопировать в «тело» приговора обвинительное заключение. И эти десять дней понадобились именно для того, чтобы заново написать приговор — оправдательный.

Это дело не должно было дойти до суда. В нем нет даже попытки выявить иные (кроме пресловутого «человеческого фактора») причины нештатного срабатывания противопожарной системы ЛОХ (лодочная объемная химическая). Версия несовершенного программного обеспечения управления общекорабельными системами, за разработку которого непосредственную ответственность несет фирма-производитель НПО «Аврора», не рассматривалась вообще. Следствие даже не попыталось изъять и провести экспертизу программного продукта. Следственный комитет не заинтересовала позиция НПО «Аврора», отказавшегося представить свои компьютерные наработки комиссии ВМФ РФ по причине «коммерческой тайны». Наконец, в материалах дела нет ни одной бумажки, свидетельствующей о том, что следователи пытались найти тех, кто несет ответственность за поставку некондиционного фреона (огнегасителя системы ЛОХ), смешанного на две трети с ядовитым тетрахлоэтиленом. (Именно отравление — непосредственная причина гибели 20 человек на «Нерпе».)

Все обвинение строилось лишь на том, что матрос Гробов, произвольно нажимая кнопки на пульте, случайно ввел семизначный (!) код команды на подачу огнегасителя в отсеки «Нерпы». Ну а командира Лаврентьева обвинили в том, что он неправильно воспитал матроса Гробова. Никаких доказательств, кроме чистосердечного признания Гробова, у следствия за два года работы не появилось. Само признание существует в письменном виде, видеозаписи — нет. Отпечатков пальцев Гробова на кнопках — также нет. Следственный эксперимент доказал полную несостоятельность и версии следствия, и чистосердечных признаний, от которых Гробов отказался на первых заседаниях суда. Результаты эксперимента признали даже специалисты НПО «Аврора», подтвердившие: Гробов мог активизировать ЛОХ только при условии НЕСОВЕРШЕНСТВА системы управления лодкой.

Прокуратура грозится обжаловать приговор. Нет желания заставить следственный комитет работать. Есть только одно желание: во чтобы то ни стало добиться осуждения Гробова и Лаврентьева.

Прокуроры увлекают за собой потерпевших. Некоторые из них уже заявили, что также обжалуют приговор. Вообще, «Нерпа» — показательный пример канализации горя и обиды людей в нужное русло. Обида действительно существует. Чем катастрофа под водой отличается от катастрофы в воздухе? Суммой компенсаций. При крушении частного самолета государство бросается миллионами. За трагедию во время государственных испытаний на государственном заказе (каковым является «Нерпа») сумма компенсаций родственникам погибших — «гробовые» и в лучшем случае — пенсия по потере кормильца.

За гибель 20 человек родственники имеют полное право требовать денег с виновных. Вот только приходится требовать со стрелочников.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow