Буквально накануне Дня учителя очутился я в ремейке хрестоматийного фильма «Доживем до понедельника». Передо мной — как в кино — эффектно притормозил лимузин: «Е.А., вас подбросить?»
По дороге мой выпускник, вполне довольный жизнью и карьерой, рассказал, как ему служится в крупнейшем европейском банке, как отслеживает он информацию сразу на четырех экранах мониторов, при этом еще и видеосвязь, телефонные каналы и прочие компьютерные радости.
— Вот и учитель, — поучал он меня, — сегодня уже не столько должен непосредственно общаться с классом, с учениками, сколько сидеть за компьютером и отслеживать, кто чем занят, кто что читает, решает, какие у кого ошибки, он должен писать ученикам электронные письма, замечания, ну и иногда появляться на экране, устраивать видеоконференции.
Фанат всеобщей и полной информатизации всех стран и народов, он крупными мазками живописал радужную картину будущего обучения, но что-то невесело становилось мне от этого торжества новых технологий. Мало того что все нынешние реформации и модернизации настойчиво предлагают учителю стать торговцем некими «образовательными услугами», так еще и торговать придется заочно, дистанционно, через интернет-магазин образования…
Но тут, продолжая свою уверенную речь, выпускник мой поведал, как много он повидал за эти годы, поскольку постоянно летает в командировки по всему миру — тут и Северная Америка, и Южная, и экзотический Восток, и даже Австралия…
— Погоди, — говорю, — а зачем же столько летать, если у тебя такие компьютерные возможности?
— Нет, все это, конечно, очень полезно, — ответил он уже не столь уверенно, — но когда идут серьезные соглашения, крупные сделки, тогда ничто не может заменить прямого контакта, ведь тут важны мельчайшие нюансы…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вот тут мне и полегчало. Ведь в образовании и воспитании детей куда больше этих самых мельчайших нюансов, чем в самой крупной сделке…
Ну а в День учителя в этом году все будет как всегда — цветы, поздравления, заседания, награждения, обещания… Обещаний, пожалуй, будет даже больше обычного — в рамках сеанса предвыборной магии.
Дежавю? Разумеется — ведь в прошлом году у нас в стране был не просто День, был целый Год учителя. А что же в итоге? Нашел в интернете вроде бы нужную ссылку: «Год учителя на сайте Министерства образования и науки». Кликнул.
Все-таки интернет беспощаден. Выдал мне с компьютерной прямотой: «Несуществующая страница». Все. Провели Год учителя — и с глаз долой.
Хорошо, конечно, что весь этот год на Новом Арбате висел огромный портрет директора школы, где я когда-то учился, директора легендарной московской Второй школы (с праздником Вас, дорогой Владимир Федорович!). Размером в пять этажей, с грустью и мудростью, свысока смотрел мой директор на проезжающие по правительственной трассе мелкие, но трескучие кортежи министров, губернаторов, мэров, премьеров… Это был правильный масштаб.
Однако главная цель Года учителя была (см. указ президента) — «повышение престижа профессии учителя» и соответственно — привлечение молодежи в профессию. И каковы здесь результаты?
По только что опубликованным данным директора департамента профобразования Минобрнауки, в этом году у нас в педагогические вузы недобор студентов даже на бесплатные, бюджетные места — в Ишимский, Псковский, Липецкий, Пензенский… Это к вопросу о повышении престижа профессии. Тенденция очевидна. При этом большинство из тех, кого все-таки набрали, пришли в педвузы с самыми низкими баллами. А если еще учесть, что из этих поступивших в педвузы в дальнейшем на работу в школу дойдет — по официальной статистике — хорошо если треть…
И в этой критической, катастрофической ситуации в очередной раз декларируются высокотехнологичная модернизация образования, смена поколений и прочие красивые лозунги. Только иллюзий не осталось, пожалуй, уже ни у кого.
Модернизация — с кем? Смена поколений — на кого? Опыт стран, проводящих ныне образовательные реформы, однозначно демонстрирует, что успешны только те из них, где главные вложения — в учителя. Вложения финансовые, социальные, информационные.
С Днем учителя, коллеги!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68