Для рабочего класса прозвенел последний звонок. Случилось это еще в начале 90-х, но до сих пор многие выпускники обанкротившихся социалистических предприятий не могут достойно проявить себя на великих стройках капитализма.
Так, на Ижевском автозаводе, который недавно в очередной раз выбрался из безнадежной ситуации и уже набрал неплохие обороты (в июле собрано 8733 автомобиля), наблюдаются явления, вполне подходящие для разбирательства на заседании парткома.
Наряду с производственными успехами здесь отмечаются массовые прогулы: только в цехах сварки и сборки, где числятся около двух тысяч работников, ежедневно недосчитываются 130—140 человек. Кто-то по своему усмотрению остается дома, а кто-то добирается до любимой работы, но не в силах форсировать проходную завода: в июле, например, охраной задержано 150 пошатывающихся работников.
В отсутствие заводского парткома воспитательную роль взял на себя президент Удмуртии Александр Волков, отчитавший на днях на заседании актива предприятия его неумелых руководителей. «Такая организация производства никуда не годится!» — сказал Александр Александрович и, как в советское время, сурово потребовал выполнения плана. Правда, переходящего красного знамени за это не пообещал.
Конкурсный управляющий «ИжАвто» Михаил Котов признался, что «коллектив в несколько разболтанном состоянии». А что это, спрашивается, за коллектив, если персонал постоянно обновляется и пополняется случайными кадрами? После банкротства 2009 года, остановки конвейера и массовых увольнений той поры возобновивший нынче производство «ИжАвто» стал в темпе набирать людей с улицы. На предприятии даже действует необычная акция: «Работаешь сам — приведи товарища». За каждого приведенного работника сотруднику завода выплачивают 1000 рублей. Акции «Уволился сам — уведи товарища» вроде бы нет, но и без того в июле с предприятия уволились 200 человек.
Высказываются мнения, что для сплочения коллектива не хватает таких социалистических проявлений жизни, как заводские культурные и спортивные мероприятия. Что тут возразишь? Вполне возможно, волейбол, хоровое пение, поездки за грибами, а также выпуск правдивой и острой стенгазеты «Колючка» не повредили бы общему делу, но при капитализме кадровые проблемы должен регулировать еще и рубль. А с рублем здесь неважно. Средняя зарплата основных рабочих на «ИжАвто» — 12 702 рубля. А не основных?
При нынешних ценах и тарифах ЖКХ мало кто захочет реализовать себя за такие деньги на конвейере или в жарких цехах, когда вдобавок ломающееся старое оборудование влечет сверхурочные работы. В июньской публикации «ИжАвто» трубит сборку» «Новая газета» рассказывала, что автозавод предложил 600 рабочих мест жителям удмуртского поселка Пугачево, лишившимся работы в результате пожара и разрушений на военном арсенале. Так вот, похвальная инициатива обернулась неудачей. Выехали в Пугачево специалисты, объявили ярмарку вакансий, но влиться в отечественный автопром пожелали не более 10 человек. По некоторым сообщениям, к началу нынешнего года долги ОАО «ИжАвто» составляли около 13 миллиардов рублей. Погашение этой задолженности должно осуществляться по плану, разработанному в конце прошлого года при участии премьер-министра Владимира Путина. Видимо, в соответствии с этими договоренностями 12 сентября производственные активы «ИжАвто» будут выставлены на открытые торги — единым лотом с начальной ценой в 1 миллиард 748 миллионов рублей. Купить все хозяйство может всякий желающий, но предполагается, что это сделает ООО «Объединенная автомобильная группа», которое, по словам конкурсного управляющего Михаила Котова, в дальнейшем намерено инвестировать в предприятие до 7 миллиардов рублей в течение 3—4 лет.
То есть у автозавода, которым владели три его дочерних общества и государство (через «Ижмаш»), появится настоящий хозяин, и для его работников наступит бесповоротный капитализм. Рабочие постарше помнят, что при социализме хозяевами предприятия почему-то считались они. Они же получили шанс стать хозяевами после социализма, когда в 90-е годы работникам завода то и дело выдавали акции вместо зарплаты. Однако несколько тысяч миноритарных акционеров сообща владеют лишь 0,21 процента акций. То есть если условно считать, что хозяин владеет собранным автомобилем, то они владеют зеркальцем заднего вида, в котором уже с трудом можно разглядеть светлое прошлое.