СюжетыОбщество

Конвейер тронется, долги останутся

Ижевский автозавод мается между социализмом и капитализмом

Этот материал вышел в номере № 90 от 17 августа 2011 года
Читать
Ижевский автозавод мается между социализмом и капитализмом

Для рабочего класса прозвенел последний звонок. Случилось это еще в начале 90-х, но до сих пор многие выпускники обанкротившихся социалистических предприятий не могут достойно проявить себя на великих стройках капитализма.

Так, на Ижевском автозаводе, который недавно в очередной раз выбрался из безнадежной ситуации и уже набрал неплохие обороты (в июле собрано 8733 автомобиля), наблюдаются явления, вполне подходящие для разбирательства на заседании парткома.

Наряду с производственными успехами здесь отмечаются массовые прогулы: только в цехах сварки и сборки, где числятся около двух тысяч работников, ежедневно недосчитываются 130—140 человек. Кто-то по своему усмотрению остается дома, а кто-то добирается до любимой работы, но не в силах форсировать проходную завода: в июле, например, охраной задержано 150 пошатывающихся работников.

В отсутствие заводского парткома воспитательную роль взял на себя президент Удмуртии Александр Волков, отчитавший на днях на заседании актива предприятия его неумелых руководителей. «Такая организация производства никуда не годится!» — сказал Александр Александрович и, как в советское время, сурово потребовал выполнения плана. Правда, переходящего красного знамени за это не пообещал.

Конкурсный управляющий «ИжАвто» Михаил Котов признался, что «коллектив в несколько разболтанном состоянии». А что это, спрашивается, за коллектив, если персонал постоянно обновляется и пополняется случайными кадрами? После банкротства 2009 года, остановки конвейера и массовых увольнений той поры возобновивший нынче производство «ИжАвто» стал в темпе набирать людей с улицы. На предприятии даже действует необычная акция: «Работаешь сам — приведи товарища». За каждого приведенного работника сотруднику завода выплачивают 1000 рублей. Акции «Уволился сам — уведи товарища» вроде бы нет, но и без того в июле с предприятия уволились 200 человек.

Высказываются мнения, что для сплочения коллектива не хватает таких социалистических проявлений жизни, как заводские культурные и спортивные мероприятия. Что тут возразишь? Вполне возможно, волейбол, хоровое пение, поездки за грибами, а также выпуск правдивой и острой стенгазеты «Колючка» не повредили бы общему делу, но при капитализме кадровые проблемы должен регулировать еще и рубль. А с рублем здесь неважно. Средняя зарплата основных рабочих на «ИжАвто» — 12 702 рубля. А не основных?

При нынешних ценах и тарифах ЖКХ мало кто захочет реализовать себя за такие деньги на конвейере или в жарких цехах, когда вдобавок ломающееся старое оборудование влечет сверхурочные работы. В июньской публикации «ИжАвто» трубит сборку» «Новая газета» рассказывала, что автозавод предложил 600 рабочих мест жителям удмуртского поселка Пугачево, лишившимся работы в результате пожара и разрушений на военном арсенале. Так вот, похвальная инициатива обернулась неудачей. Выехали в Пугачево специалисты, объявили ярмарку вакансий, но влиться в отечественный автопром пожелали не более 10 человек. По некоторым сообщениям, к началу нынешнего года долги ОАО «ИжАвто» составляли около 13 миллиардов рублей. Погашение этой задолженности должно осуществляться по плану, разработанному в конце прошлого года при участии премьер-министра Владимира Путина. Видимо, в соответствии с этими договоренностями 12 сентября производственные активы «ИжАвто» будут выставлены на открытые торги — единым лотом с начальной ценой в 1 миллиард 748 миллионов рублей. Купить все хозяйство может всякий желающий, но предполагается, что это сделает ООО «Объединенная автомобильная группа», которое, по словам конкурсного управляющего Михаила Котова, в дальнейшем намерено инвестировать в предприятие до 7 миллиардов рублей в течение 3—4 лет.

То есть у автозавода, которым владели три его дочерних общества и государство (через «Ижмаш»), появится настоящий хозяин, и для его работников наступит бесповоротный капитализм. Рабочие постарше помнят, что при социализме хозяевами предприятия почему-то считались они. Они же получили шанс стать хозяевами после социализма, когда в 90-е годы работникам завода то и дело выдавали акции вместо зар­платы. Однако несколько тысяч миноритарных акционеров сообща владеют лишь 0,21 процента акций. То есть если условно считать, что хозяин владеет собранным автомобилем, то они владеют зеркальцем заднего вида, в котором уже с трудом можно разглядеть светлое прошлое.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow