СюжетыОбщество

Дамба от отставки

Питер оградили от наводнений, а правительство — от самого богатого российского чиновника

Этот материал вышел в номере № 89 от 15 августа 2011 года
Читать
Питер оградили от наводнений, а правительство — от самого богатого российского чиновника

В Санкт-Петербурге завершилась многолетняя стройка. 12 августа сдан в эксплуатацию комплекс защитных сооружений (КЗС) Петербурга от наводнений общей протяженностью 23,4 километра.

А также — последний участок кольцевой автодороги (КАД), проложенный в подводном тоннеле, соединяющий между собой северную и южную часть города и остров Котлин, и замыкающий гигантское, более 140 километров, транспортное кольцо вокруг города. Раньше скоростная автомагистраль обрывалась на берегу Финского залива.

С утра в пятницу на дамбе ждали высоких гостей во главе с премьером Владимиром Путиным. Ради них усилили меры безопасности и перекрыли подъездные пути. Однако работы на самом объекте не прекращались до последней минуты (это зафиксировали видеорегистраторы, а кто-то выложил в Сеть): множество рук наводили лоск перед приездом чиновников.

По мнению экспертов, другого такого тяжелого объекта федерального значения в городе нет. Не по его весомости, а по количеству скандалов и проблем, с ним связанных: до сих пор оспариваемая учеными экологическая безвредность, претензии к строителям, многократная смена руководителей, денежные растраты…

Проект КЗС был разработан в 1977 году, строительство началось в 1979-м. В 1995 году, когда было выполнено около 70% работ, стройку заморозили из-за нехватки денег. Решение достроить дамбу приняли в 2001 году, деньги нашли только в 2005-м. Причем применение современных материалов и технологий позволило еще и сократить сроки строительства с 2014 до 2011 года.

Итоговая смета строительства комплекса вдвое превысила первоначальную, утвержденную в 2005 году. Сегодня общая стоимость петербургской дамбы — 109 млрд руб., или 3,6 млрд долларов по текущему курсу. По оценкам специалистов, она обошлась в ту же сумму, что и крупнейшее в мире гидротехническое защитное сооружение «Остерс-хельде-керинг» в Нидерландах. А, к примеру, Лондонская дамба, возведенная в 1984 году, стоила 534 млн фунтов, или 2,5 млрд долларов. При последней проверке целевого использования средств, выделенных на КЗС в 2008—2009 годах, Счетная палата выявила значительное завышение стоимости по некоторым контрактам с субподрядчиками.

12 августа, в день открытия КЗС, подал в отставку курировавший строительство дамбы глава департамента Минрегионразвития Владимир Коган: самый богатый чиновник Правительства РФ, по версии Forbes, владеющий состоянием 550 млн долларов.

— Это нормально, что он ушел в отставку после серии скандалов вокруг стройки, — прокомментировал новость председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Проблема в том, что в России очень сложно предъявить обвинение чиновникам. У нас нет такого понятия, как «незаконное обогащение», и арестовывать активы чиновников мы не можем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow