СюжетыОбщество

Системные администраторы революции

Молодые «белорусские несогласные» раскачали общество так, что традиционным оппозиционерам и не снилось. Но одно им не под силу: отменить дачный сезон

Этот материал вышел в номере № 84 от 3 августа 2011 года
Читать
В Белоруссии — самая настоящая перестройка. Вернее, я сказал бы даже, перестройка общества. Население последнего в Европе «островка Советов» забывает привычный свой стоицизм, непривычно волнуется все последние месяцы. Митинги недовольных проходят каждую неделю — такое происходит впервые за всю историю страны

В Белоруссии — самая настоящая перестройка. Вернее, я сказал бы даже, перестройка общества. Население последнего в Европе «островка Советов» забывает привычный свой стоицизм, непривычно волнуется все последние месяцы. Митинги недовольных проходят каждую неделю — такое происходит впервые за всю историю страны.

Двигателем перестройки стала молодежь, а главным средством — социальные сети. Флешмобы в городах Белоруссии организует интернет-коммьюнити «Революция через социальную сеть» (РЧСС), работающее на базе российской соцсети «ВКонтакте». Сейчас оно насчитывает около 30 тысяч активных участников. Формально у этого коммьюнити — как и у любого другого интернет-сообщества — нет руководства. Есть только администратор с техническими функциями. Зовут его Вячеслав Дианов. Негласно именно он считается сегодня лидером протестного движения страны.

Говорить по телефону 24-летний Дианов отказывается: «Нас могут слушать спецслужбы. Давайте по скайпу».

И вот какое признание Дианов сделал в скайпе: «Я администратор революции, то есть, можно сказать, технический вождь».

Технический вождь вместе с несколькими соратникам координирует сообщество РЧСС из комнаты общежития Краковского университета. С родины Дианов бежал спустя несколько дней после разгона демонстрации у Дома правительства 19 декабря. На молодого оппозиционера, кандидата в депутаты минского горсовета и доверенного лица Ярослава Романчука КГБ уже сшил уголовное дело. Но за несколько часов до того, как за ним пришли на квартиру, Дианов уехал в Россию. Затем перебрался в Польшу, откуда и начал продвигать идею РЧСС среди пользователей белорусского сектора интернета (байнет). Кроме Дианова прибежище в Польше получили и десятки других молодых оппозиционеров — бюджет страны предоставил им стипендии.

РЧСС приняла на себя все то, что было брошено с разгромом традиционной оппозиции. За пару месяцев сообществу удалось объединить вокруг себя больше людей, чем насчитывали все оппозиционные партии республики. На «молчаливые флешмобы» выходят люди, совсем далекие от политики. Зрелые оппозиционеры называют теперь Дианова выскочкой и даже узурпатором. Скажем, партия Александра Милинкевича «За Свободу» проводила на неделе ежегодную встречу с избирателями Гомеля и собрала в городском ДК 100 человек. А на акции РЧСС в среднем приходит человек пятьсот.

Многие ставят в упрек молодому вождю интернет-революции дружбу с «предателем Романчуком». Вменяют Дианову и «непрозрачность руководящего звена РЧСС». На республиканском же Гостелерадио Дианов фигурирует как «шестерка польского МИДа», «марионетка заокеанских милитаристов» и пр.

— Да знаем мы Славу, но не знаем, кто за ним стоит. Ведь явно он не один, — возмущается Алесь Лахвинец, советник Александра Милинкевича. — И что это там за тайные лидеры революции? Будущие узурпаторы?

— Вы про тех, кто живет с ним в общежитие? — спрашиваю Лахвинца.

— Не знаю, но есть там серые кардиналы. Пусть выйдут на свет, назовутся! А то ведь хорошо почивать в Кракове, пока тут люди идут под дубинки ОМОНа.

— А вы сами выходили на эти флешмобы?

— Ну у меня и времени особо нет, — вдруг поник Лахвинец. — Да и зачем? Быть орудием в чужих руках?

Я же решил выйти.

На прошлой неделе Дианов предложил устроить протест на самом большом продовольственном рынке Минска — Комаровском. Из-за кризиса в белорусской экономике многие коммерсанты закрыли свои лотки. Возле них-то Дианов и предложил собираться активистам. «Стоим молча и уходим».

Час дня, площадка перед павильонами. Из стороны в сторону группками по два-три человека прогуливаются молодые мужчины. В руках у них — хозяйственные сумки. Время от времени из сумок раздаются голоса: «Телец пятнадцать на точке, следую за Водолеем», «Принял, Телец пятнадцать». Еще 50 тельцов и водолеев ждут в припаркованных на автобусной остановке «Газелях» без номеров. А вот участников флешмоба не видно.

Позже эту пятую по счету акцию назовут самой провальной для РЧСС. Если на первые флешмобы удавалось собрать 3-4 тысячи человек, в тот день пришло всего 15: трое студентов и компания пенсионеров. Флешмоберы молча расположились на скамеечках. Сотрудники в штатском пофотографировали их на мыльницы, а затем скрылись со своими авоськами в павильоне. Через минуту отправились за продуктами и журналисты.

— Вот какой хороший день, — радостно говорил, выбирая абрикосы, корреспондент минского бюро радио «Свобода» Валера Калиновский. — И «хапунов» (массовых задержаний.П. К.) не было, и фруктов сейчас купим…

— Всегда бы так, — вздохнул неожиданно возникший перед нами мужик с авоськой. — А то катали бы их весь день по СИЗО.

Вячеслав Дианов объяснил провальную неявку страхом людей перед милицией, которая начала поступать с флешмоберами так же, как и с политическими демонстрантами. К ним применяют спецсредства и арестовывают. Хотя во время первых «молчаливых акций» спецназовцы и ОМОН через громкоговорители растерянно призывали людей разойтись.

Но растерянность сегодня, похоже, сменилась тактикой устрашения. На Комаровском рынке я видел сотрудников, которые теребили в руках электрошокеры. Еще один крутил на пальце леску с привязанным к ней камнем.

— Если меня ударит этот человек, то на суде выяснится, что это я на него напала первой, а сам он был не при исполнении, — рассказывает мне Даша Богданова, активистка РЧСС. — Поэтому не флешмоб это уже вовсе, а охота на нас.

Изображение

— Была идея выложить перед офисом КГБ слово «ШОС» телами активистов, — рассказывает активист группы Саша К. — Пошли набирать народ, обратились к нашей оппозиции, а там полный тухляк, никто уже ничего не хочет. А всего-то надо было 13 тел набрать.

— А сами бы легли?

— Мне нельзя, — сказал Саша К. — Кто тогда фотографировать будет?

На улицах Минска после 12 ночи не работает подсветка зданий, поезда метро ходят с увеличенными интервалами, а с прилавков супермаркетов исчезли деликатесы и даже российская колбаса.

За последние три месяца госдолг республики вырос почти вдвое, а доллар подорожал втрое. В розничных сетях огромный дефицит импортных товаров. Цены на них подскочили с мая также в два-три раза. А поднятая Александром Лукашенко к выборам 19 декабря 2010 г. средняя зарплата белоруса — 500 долларов — упала до 200.

— Снижение уровня жизни, надеюсь, разбудит наших старших сограждан от спячки, — рассказывает глава молодежного крыла Объединенной гражданской партии, активист РЧСС Дмитрий Ковалин.

— Желаете зла согражданам? — аккуратно спрашиваю. — Получают же 200 долларов и не возмущаются.

— Это потому что лето, дачи, многие едят, что на огороде выросло. А вот что будет в осенне-зимний период? Чем платить за свет? Так что с началом отопительного сезона мы ждем новую фазу протестов.

Хотя в каком-то смысле новая фаза уже настала. На днях в байнете проскочила новость о чистках в республиканском ОМОНе. Началась она после отказа нескольких омоновцев применять силу против участников Гродненского «молчаливого флешмоба».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow