Сюжеты · Общество

Станислав Маркелов. *** (конец) анархии: будущего нет

Этот материал вышел в № 53 от 20 мая 2011 года
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 53 от 20 мая 2011 года

20:00, 18 мая 2011

1517

20:00, 18 мая 2011

1517

«Будущего нет» — любой пьяный панк в луже собственной блевотины знает эту истину лучше, чем кабинетный мечтатель, застывший в футуристических полетах. Потому что у заведомого маргинала действительно нет будущего, и он это прекрасно знает. У ребенка спальных районов и рабочих кварталов никогда не будет денег на хорошее образование и той среды, в которой он мог бы подняться. Его светлое будущее — это алкоголь, наркота и погромы. Его свобода выбора — это свобода между гоп-стопом с быдловатой защитой собственного района или бытием тем самым панком, который, лежа в собственной луже, навсегда усвоил, что будущего нет.

Его реально нет. Все русские гуманистические мечтатели XIX века в XX получили смачный кровавый плевок от Варлама Шаламова со смертоносной Колымы, заявившего, что со своим гуманизмом они не смогли и не захотели противостоять новой деспотии и насилию. До сих пор благородные мечтатели не смогли отмыться от этого плевка.

Легче согнуться и сломаться, чем отмываться от реальности, теряя собственные свободолюбивые принципы. И уже Есенин, «задрав штаны за комсомолом», дозадирался до того, что сплавил свой череп, подвесившись на трубу отопления в «Англетере». Его анархистский жеребец из «Сорокоуста», так и захлебнулся в «кабацкой Москве».

Куда подевались певцы светлого будущего — футуристы? Пробили пулей себе мозги, как Маяковский, перед этим исписав тома большевистских панегириков. Их «любовная лодка разбилась о быт», потому что быт сегодняшнего всегда оказывается сильнее, чем зыбкие мечтания о будущем. «Облако в штанах» рассеивается, когда «ветер уносит списки расстрелянных».

Как быстро в небытие уходят сладостные думы о будущем национальных возрожденцев и прочих любителей родных уголков. Белорусский дуралей Янка Купала, решив красиво покончить с собой, делает харакири, только он, дурак, не понимает, что у настоящих самураев был помощник, отрубающий голову. Пришлось умыться собственными кишками и десять лет писать хвалебные оды товарищу Сталину, чуть ли не с рифмой «коммунизм-социализм». <…>

Если кто-то из очередных анархиствующих романтиков решит, что мечты взлетают во время революции, то пусть посчитает количество трупов. Полет революции похож на большую пьянку, после которой наступает похмелье, к сожалению, часто кровавое. И дело не в том, хороша или плоха революция, просто — плохи мечты, потому что когда люди ломают сегодняшний день, думая о завтрашнем, то реальность приходится подгонять ударами дубинок и выстрелами из автоматов.

Мечтатели думают, что их враг — государство. Я видел, что это такое, когда государство рушится. На Северном Кавказе после очередной кровавой бани, т.е. межнациональной войны, старейшины сами говорили: «Как жаль, что у нас не было реальных государственных институтов, они бы затормозили молодежь от мести и насилия». Да, государство — это жирный чиновник, думающий только о взятке и собственной карьере, но именно поэтому ему невыгодно прямое насилие. Сталинщину затормозили именно такие толстозадые чинуши во главе с глупым Хрущевым.

Анархистские мечтатели не понимают, что власть и государство — это разные вещи, и разрушение государственной системы не уменьшает власть, а, наоборот, увеличивает, придавая ей форму прямого насилия. Если это одно и то же, то идеалом анархии можно считать Заир (ныне Демократическая Республика Конго), где на протяжении нескольких десятилетий фактически нет государства, а гражданская война уже перешла в форму прямого и бессмысленного уничтожения целых поселений. Или Афганистан, где вместо государства — власть полевых командиров и героина. А может быть, Грузия 1990-х годов с бандформированиями, делящими страну, как кусок пирога? Или такой же Таджикистан?

Примеров можно привести массу. Почему-то когда падает государство, люди не становятся свободными, наоборот, они начинают выживать, прячась от прямого насилия. Так тогда зачем вообще нужна анархия?

Когда в Руанде пала государственная власть и бывшие грязные колонизаторы-бельгийцы покинули страну, а чинуши разбежались кто куда, начался геноцид с ценою за смерть три-четыре доллара. Это была не стоимость выживания, а плата за то, чтобы тебя расстреляли быстро, а не мучительно рубили мачете или сжигали живьем в резиновых шинах. Чиновник тоже берет взятки, но он обычно не держит в руках мачете и не любит запах горящих резиновых шин.

Смешение власти и государства в единый коктейль — есть основная фундаментальная ошибка любых анархистских построений.

В первобытном обществе не было государства, но власть могла быть не менее, а то и более жесткой. Говорить о свободе личности в традиционных организациях фактически вообще не приходится, там личность растворяется в общине и коллективе. Государство не приходит вместе с властью, как это ни странно звучит, государство ограничивает власть. Другое дело, что занимается этим мерзко, плохо, с отвратительным бюрократическим оскалом, который вызывает ненависть у футуристов, политических мечтателей и стойкую аллергию у всех нормальных людей.

Меня спросят: «И что теперь? Неужели надо одергивать человека, когда он пытается посмотреть на горизонт, а то и за него? Неужели мы не выйдем дальше пресловутого «государства всеобщего благосостояния», где высшей ценностью осталось получение материальных благ и гарантия безопасности?»

Самый большой проступок, который сделали революционеры от футуризма, — это то, что они пытались предопределить наше будущее, лишая его вариативности и непредсказуемости. А когда свой проект хотят провести в реальность, то проступок превращается в преступление. Как бы ни были благи их помыслы, они похожи на исследователей и первооткрывателей, приносящих туземцам неизвестные смертоносные болезни, приводящие кровожадных колонизаторов на вновь открытые земли. Почему-то я больше сочувствую туземцам, чем исследователям и колонизаторам.

Государство — это инструмент, форма. За крепостными стенами в Средневековье могли находиться и темница, и город-коммуна, но стены сами не виноваты в том, как их используют. Да, государство систематизирует и структурирует аппарат угнетения. Как писал Велимир Хлебников: «Участок — замечательная вещь, это место встречи меня и государства. Государство напоминает, что все еще существует». По роду своей деятельности я знаю, что это действительно так.

При всем желании Хлебникова не запишешь в каноны анархизма, поскольку сам себя он совершенно не по-анархистски назвал «председателем земного шара». Правда, от многочисленных романтиков с наганами людям было плохо, а «председатель земного шара» никому плохого не сделал. Он просто, как последний панк, бродил с мешком стихов за плечами и сам себе председательствовал на своем земном шаре. Его орден «будетлян» уже существовал, и ему не надо было придумывать будущее за всех. Потому что нет другого будущего, а если кто-то хочет жить по своим меркам будущего или прошлого, то он живет именно сейчас. Как, собственно, и делал любитель птиц и создатель нового «заязыка» Хлебников.

Тех, кто пытается влезть в суть вещей, а не стволами влиять на людей, легче всего назвать сумасшедшими, юродивыми, так как чтобы увидеть общество, они делают шаг в сторону, а не врезаются в его гущу на тачанке. Поэтому то, что они говорят, уходит в литературное приложение, оставаясь на обочине истории, где в стремнине текут ручьи крови. Хлебников не влиял на общество, просто он смог предсказать революции 1917-го, с каким бы смехом все вокруг ни относились к его построениям. А в своем «Воззвании председателя земного шара» высказал мысль, до сих пор не оцененную ни общественными деятелями, ни правоведами. Если государство — это свободная организация граждан, созданная для облегчения управления и взаимодействия с ними, то после старого государства — «государства дворян», где основными критериями была единая власть, общая площадь, граница, централизация, должно прийти новое государство — «государство творян», где все будет определять время, существование общности устремлений, совместные правила жизни, без какой-либо централизации, границ и национально-территориальных делений.

За время истории государство реорганизовывалось не один раз. Очевидно, сейчас пришла потребность вползания государства в новую шкуру, потому что старая начинает выглядеть анахронизмом. По тем принципам, что задал «председатель земного шара», можно представить любое общество и любое государство. Тем они и хороши — нет рамок, в которые людей можно загнать насильственно. А значит, не появятся те, кто окажется вне этих рамок, и никто не будет подлежать насильственному загону в прокрустово ложе светлых идей.

Как сегодняшние либеральные, так и традиционные и противостоящие им социальные ценности имеют один главный недостаток — тотальность. Они почему-то все всеобщи, универсальны и должны распространяться как минимум на все человечество.

А может быть, свобода для одних — это гарантия вымирания для других? И наше благосостояние строится на нищете тех, кого даже не знаешь? Может быть, тогда безумный дервиш с мешком стихов за спиной более прав, чем все пламенные революционеры с горящими глазами, пытающиеся из людей придумать новое общество, словно кулинарное блюдо из готовых ингредиентов?

Может быть, чиновничество превратится в мрачную обязанность, куда будут посылаться люди, не способные более ни на что другое, как только быть клерком? А взятки просто некому будет давать?

Тогда и последнему панку не надо будет валяться в собственной луже, ибо о том, что нет будущего, и так будут знать все, и это не станет его личным приговором.

Станислав Мареклов

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе

важно

день назад

Власти Москвы разрешили предпринимателям отстранять от работы непривившихся сотрудников

Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

744817

2.
Сюжеты

Мы его нашли! Браконьером, выложившим надпись «Чукотка 2021» трупами полутора сотен птиц, оказался депутат-единорос из Магадана Александр Крамаренко

157475

3.
Интервью

Александр Сокуров: «Остается только перестрелять таких, как я» Неюбилейное интервью выдающегося режиссера — о времени, кино и об удушающей силе немощного авторитаризма

142440

4.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

133576

5.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

129812

6.
Репортажи

Приставы у остова Почему адлерский пенсионер застрелил судебных приставов, пришедших сносить гараж, в котором он прожил больше 50 лет. И почему эта трагедия может повториться

123377

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera