СюжетыСпорт

Гора пришла к Минтимеру

В Казани сильнейшие шахматисты планеты начали матчи претендентов на первенство мира

Этот материал вышел в номере № 48 от 6 мая 2011 года
Читать
Трудно держать мир в порядке. В шахматном порядке тоже порой просматривается хаос, но вот в очередной раз выработан регламент первенства мира, и 4 мая в Казани восемь гроссмейстеров из шести стран сошлись в матчах претендентов....

Трудно держать мир в порядке. В шахматном порядке тоже порой просматривается хаос, но вот в очередной раз выработан регламент первенства мира, и 4 мая в Казани восемь гроссмейстеров из шести стран сошлись в матчах претендентов.

Четвертьфинальные пары выглядят так: Левон Аронян (Армения) — Александр Грищук (Россия); Владимир Крамник (Россия) — Теймур Раджабов (Азербайджан); Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан) — Борис Гельфанд (Израиль); Гата Камский (США) — Веселин Топалов (Болгария). Если не считать Топалова и принять во внимание, что Гельфанд — бывший житель Минска, а Камский — бывший ленинградец, то получается нормальное первенство СССР, и наши опять лучше всех. Этим, однако, и придется утешиться, если один из двух представителей России не выиграет соревнования в Казани, не дойдет до матча с индийцем Вишванатаном Анандом и не вернет Москве шахматную корону.

Нет такого спортивного соревнования, за организацию которого не взялся бы Татарстан. И объяви тут, в равнинной республике, состязания по скалолазанию, гора, несомненно, придет к Минтимеру. В случае с шахматами как раз к Минтимеру Шаймиеву она и пришла. И хотя у Татарстана уже второй год другой президент, именно давнишний поклонник шахмат Шаймиев стал в среду главным действующим лицом на церемонии открытия претендентских матчей, где его представили публике как государственного советника Татарстана и старшего советника президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Вступительное слово Шаймиева о роли и значении шахмат в мировой культуре было столь искренним и убедительным, что стало жаль, что много лет он говорил не о том — то о коммунизме, то о суверенитете.

Выступивший вслед президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов так старался подчеркнуть шахматные достижения казанцев, что наряду с профессионалами, пятикратным чемпионом РСФСР Рашидом Нежметдиновым и вице-чемпионкой мира Алисой Галлямовой, упомянул и любителя — студента Казанского университета Володю Ульянова. Еще немного, и дошло бы до упоминания проживавшего в юности в Казани великого писателя с шахматной фамилией — Алексея Максимовича Пешкова.

Итак, гроссмейстеры приступили к делу. Каждый из них намерен стать чемпионом мира, только непонятно, каким по счету. До 13-го чемпиона, Гарри Каспарова, все ведут счет одинаково. Дальше — разнобой, и по разным версиям разные чемпионы. Я попросил участников матча Грищук — Аронян продолжить список. Александр 14-м чемпионом назвал Халифмана, далее — Крамника, Ананда, Пономарева, Касымджанова и Топалова. Левон же 14-м считает Крамника, 15-м Ананда, и всё — других он не признает. Короче, Грищук борется за звание 20-го чемпиона мира, а Аронян хочет стать 16-м. Вот к чему привел длительный раскол в мировых шахматах, который вроде бы уже преодолен.

В день открытия соревнований на одной из улиц в центре Казани был заложен первый камень в фундамент 25-этажного здания Международной академии шахмат, где будут проводиться соревнования высокого уровня и готовиться шахматисты, тренеры, судьи. По словам Кирсана Илюмжинова, у ФИДЕ есть намерения построить еще несколько подобных дворцов (в Нью-Йорке, в Улан-Баторе…), но начать решили с Казани и отвели на строительство довольно короткий 18-месячный срок.

Очевидно, в ФИДЕ все же усмотрели в здешнем отношении к шахматам какую-то специфику. Хотя на первый взгляд особенность шахмат в Татарстане состоит лишь в том, что тут никогда не признают преимущества двух слонов перед двумя конями.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow