СюжетыОбщество

Последние дни Химкинского леса

Деревья рубят, реку спрямляют, техника горит, люди в масках нападают на экологов

Этот материал вышел в номере № 48 от 6 мая 2011 года
Читать
В четверг защитники Химкинского леса решили в очередной раз проинспектировать лесной массив. Рядом с СНТ «Дружба» была обнаружена свежая вырубка. Работал лесосечный трактор «Харвестер». Чуть позже «Харвестеры» были обнаружены и рядом с...

В четверг защитники Химкинского леса решили в очередной раз проинспектировать лесной массив. Рядом с СНТ «Дружба» была обнаружена свежая вырубка. Работал лесосечный трактор «Харвестер». Чуть позже «Харвестеры» были обнаружены и рядом с Вашутинским шоссе. Там началась вырубка двухсотлетних дубов.

Дальше все развивалось по известному с прошлого лета сценарию. Охранники ЧОП «Витязь» и рабочие традиционно отказались предъявлять документы на вырубку. Активисты традиционно вызвали милицию. Милиция, приехав через пару часов после вызова, традиционно отказалась составлять акт о нарушении. Началась традиционная стычка между охранниками и экозащитниками. Избили волонтера Greenpeace Иосифа Когутько, активисту Алексею Белых сломали нос… А заказчик вырубки — ГУ «Автодор» — заявил, что утром 4-го неизвестные сожгли «Харвестер», работающий в районе деревни Истрино. (Тоже традиционно — и в прошлом году трактор горел. Виновных тогда не нашли.)

В руки активистов попало «Дополнительное соглашение №8» к госконтракту на строительство скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург. Именно к этому допсоглашению апеллировали порубщики, говоря о законности своих действий. Согласно дополнительному соглашению, функции заказчика переданы от ФГУ «Дороги России» к ГУ «Автодор». Функции подрядчика остаются у АО «Теплотехник», переименовавшегося в «ДорИнжСтройПроект». Дополнительное соглашение определяет «вырубку леса, снос сооружений». Однако госконтракт истек еще 31 декабря 2009 года и по закону не может быть продлен. А значит, и допсоглашение недействительно.

Благодаря спутниковым снимкам, предоставленным оператором «СКАНЭКС», удалось установить, что только в период с 4 по 26 апреля было вырублено около 7 гектаров леса, а рядом с Международным шоссе появился не обозначенный на плане вырубок «карман» в 0,5 га, очищенный от деревьев.

Рядом с новой вырубкой у СНТ «Дружба» защитники леса разбили палаточный лагерь. В ночь с 4 на 5 мая в лагере остались ночевать около 15 человек. Ночью вырубка продолжалась.

«Где-то в час ночи из темноты стали выскакивать люди в масках, хватать наших ребят, валить их на землю, — рассказывает глава Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. — Кольцову заехали по голове, Никитенко вывихнули пальцы, у Агеева — ушибы. Уже позже мы заметили, что во время стычки из лагеря пропали деньги и документы, а у двух машин оказались проколоты шины».

Милиция приехала только в 2.30. Попыталась задержать «масочников», однако тем без труда удалось скрыться в лесу. По требованию экозащитников задержали водителя «Харвестера», повезли во 2-е отделение Химкинского УВД. Активисты поехали за милицейской машиной, однако в отделении водителя не обнаружили. Он сразу же вернулся на вырубку — к работе.

5 мая экозащитники оставались в лагере. Последовали новые стычки. В 18.20 охранники ЧОП «Витязь» и неизвестные в гражданском избили журналиста газеты «Новости Клина», отобрав у него камеру. Активисты сцепились с охранниками. Чирикова и активистки легли под работающий «Харвестер». Машина остановилась не стразу. На момент подписания номера вырубка продолжается. «Нас тут 30 человек против сотни. Страшно и стыдно», — говорит Евгения Чирикова.

Между тем у химкинских экологов открылся новый фронт. Проект трассы не вписался не только в лес, но и в реку. На спутниковых снимках был обнаружен канал, прорытый для спрямления Клязьмы между Шереметьевским и Международным шоссе. Воду по каналу строители уже пустили, старое русло планируют засыпать в ближайшее время. На месте старого русла планируется развязка новой трассы. Работы ведет «Трансстроймеханизация». Изменение русла реки не обозначено ни в основном контракте, ни в дополнительных соглашениях, однако сотрудники «Трансстроймеханизации» уверяют, что заказала эти работы французская VINCI — концессионер проекта трассы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow