СюжетыСпорт

Неприятие ужаса

На чемпионате мира по хоккею в Словакии сборная России бьет антирекорд за антирекордом…

Этот материал вышел в номере № 47 от 4 мая 2011 года
Читать
…Мало того что наша команда впервые проиграла Германии, так еще и после победы над новичком элитного дивизиона Словенией могла не попасть во второй групповой этап — хорошо еще, что невероятная немецкая «бундестим» сенсационно обыграла...

…Мало того что наша команда впервые проиграла Германии, так еще и после победы над новичком элитного дивизиона Словенией могла не попасть во второй групповой этап — хорошо еще, что невероятная немецкая «бундестим» сенсационно обыграла хозяев. Вчера оба проштрафившихся фаворита пытались отобрать друг у друга «золотые» очки.

Не то страшно, что по делу проиграли немцам. А то страшно, что с позором выиграли у словенцев. Мысль парадоксальная только на первый взгляд: неудачное начало можно списать на трудности притирки, а вот чудовищное продолжение ни на что не спишешь. Я не только про неприкрытое хамство в исполнении Алексея Емелина, который абсолютно сознательно калечил словенского форварда Жигу Жеглича. И не только про «нечаянный» фол Евгения Артюхина, который даже не пытался поберечь словенского голкипера Андрея Хочевара, внеся того в ворота выставленным локтем. Это мстители известные, о благородстве имеющие весьма отдаленное понятие (Емелин даже удостоился очень жесткой критики со стороны главного тренера Вячеслава Быкова, который обычно своих игроков защищает до последнего).

Словенцы фолили потому, что играть по большому счету не умеют: квалификация не та. И то, что Роберт Саболич въехал в колено Алексею Терещенко, оправданий не имеет — судьи «не заметили», но мы-то все видели. А вот отвечать надо было игрой, что всегда было свойственно национальной сборной — и сверх-успешной команде советских времен, и не очень удачливой (до последнего времени) российской дружине. Но мы ответили размазыванием соперника по бортам и злобой, достойной лучшего применения. То, что лидеру мирового рейтинга повезло в концовке (и в матче с кем — со Словенией!), только добавило ощущения неправильности всего происходящего.

Я стерплю невнятную игру, переживу прощание с очередным вариантом так называемой красной машины, смирюсь даже с вылетом на ранней стадии (всякое случалось — в конце концов, даже в плей-офф дважды не попадали). Но я не хочу, чтобы российская сборная давала основания считать себя командой грязной и подлой, — это будет означать, что великие (без всякой иронии) традиции окончательно и бесповоротно растоптаны.

Ужас неприятия хуже ужаса самого обидного поражения. Конечно, глупо проповедовать христианское смирение по отношению к такой жесткой и опасной игре, как хоккей: щеку для второго удара здесь не подставляют. Но все наши сборные, сталкиваясь с несправедливостью, старались не превышать пределов необходимого отпора, а на удар отвечали заброшенными шайбами. Голами наказывали, игрой, мыслью, единством — Быкову ли об этом не знать, если он, как великолепный форвард великой команды, тоже был живым воплощением этих традиций!

Когда тренерский штаб настраивал свою «излишне академичную» команду на второй матч, он, несомненно, рассчитывал именно на «ответ игрой». Быков с Захаркиным перетряхнули все звенья, вернулись к проверенным сочетаниям (о необходимости чего не говорил только ленивый), косвенно признав правоту хоккейной общественности, заверили болельщиков, что в исполнении сборной России мы увидим совсем другой хоккей. Увидели — но не совсем тот, или совсем не тот.

Если в первом матче на площадке были «академики с клюшками», то во втором — ватага с дубьем, порой забывавшая, во что она вышла играть. Хорошо еще, что Морозов с Зариповым да еще несколько игроков помнят, ради чего выходят на лед, а то народ уже начал привыкать, что лучшая в мире сборная, кроме акций устрашения, ничего толком делать не умеет.

Это было странное зрелище, порой напоминавшее пытку, — внезапные озарения в атаке выглядели случайными, провалы в защите — ожидаемыми, даже перевес в две шайбы ничего не гарантировал, а голкипера Евгения Набокова временами просто трясло, что раньше с ним случалось крайне редко. Еще один такой матч — и с большим сожалением придется констатировать, что ставка была сделана не на того вратаря, как это ни обидно. Дело даже не в ошибках — дело в отсутствии уверенности у голкипера и порой прямо-таки маниакальном равнодушии к его участи со стороны полевых игроков. Одну шайбу словенцы забросили с третьего (!) добивания: смотреть на это безобразие было физически невозможно.

Все ошибки, заложенные бездарным месяцем подготовки, полезли наружу с самого начала. Игорь Захаркин объяснил, что на пик формы команда должна выйти к плей-офф, но при подобном развитии событий до плей-офф можно и не добраться. Да, у некоторых ближайших конкурентов дела идут не намного лучше, но все-таки не настолько плохо, как у сборной России. К тому же то, что сборная Швеции впервые в своей истории проиграла норвежцам, нас не сильно утешает: шведы как раз умеют маскировать свою истинную силу и набирать по ходу турнира.

А Быков с Захаркиным опыта провального старта, требующего быстрых и кардинальных изменений, попросту не имеют. То, что раньше проходило «на тоненького», сейчас не проходит. Команда тренеров вроде как слышит, но не слушается: она уже получила два урока подряд, третье испытание было вчера.

Пора было спасать репутацию.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow