СюжетыПолитика

«Яндекс». Потеряется всё

Слив конфиденциальной информации крупнейшего поисковика Рунета — элемент бизнес-войны накануне IPO

Этот материал вышел в номере № 47 от 4 мая 2011 года
Читать
В начале этой недели разгорелся скандал, связанный с утечкой персональной информации о перечислении «Яндекс-денег» на проект «РосПил» Алексея Навального, занимающегося антикоррупционными расследованиями. Несколько жертвователей выступили с...

В начале этой недели разгорелся скандал, связанный с утечкой персональной информации о перечислении «Яндекс-денег» на проект «РосПил» Алексея Навального, занимающегося антикоррупционными расследованиями. Несколько жертвователей выступили с заявлениями о том, что данные об их транзакциях стали известны посторонним лицам, в частности, активистам прокремлевской молодежной организации «Наши».

О ряде таких инцидентов стало известно благодаря выведенной в топ записи блогера nykolaich, который рассказал о странных звонках, поступивших ему 18 и 23 апреля. Звонившая представилась журналистской издания «Наше время» Юлией Ивашовой и поинтересовалась, почему он поддерживает деятельность Алексея Навального, однако раскрывать источники своей осведомленности отказалась. Позже выяснилось, что с подобными вопросами звонили еще нескольким пожертвовавшим деньги блогерам. Они же обнаружили, что Юлия Дихтяр (настоящее имя Ивашовой) является комиссаром движения «Наши», которая «засветилась» на некоторых форумах с номером своего мобильного телефона, с которого осуществляла звонки под видом журналиста.

Как рассказал «Новой» nykolaich, по его оценкам, с подобными расспросами звонили примерно трем десяткам людей — столько либо проявились в комментариях к его посту, либо написали об этом инциденте в жж или «Твиттере». Одним из первых был блогер aengus-spb, которого опросили еще в конце марта, однако он не придал этому значения, решив, что «журналистка» воспользовалась его открытыми данными.

Руководство «Яндекса» выступило с заявлениями о том, что компания получала официальный запрос от правоохранительных органов о движении средств по счету Алексея Навального и ответила на него в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сейчас юристы компании изучают возможность подачи заявления в правоохранительные органы с просьбой провести расследование. «Нам важно разобраться и узнать, каким образом ответ на официальный запрос правоохранительных органов мог попасть к посторонним, представлявшимися «журналистами», — говорится в официальном заявлении компании.

В пресс-службе УВД г. Москвы отказались комментировать «Новой», какое ведомство отправляло подобные запросы. Однако вчера главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская подтвердила СМИ, что запросы были от представителей ФСБ. Она рассказала «Эху Москвы», что по кошельку «РосПила» таковых было два. Сначала ФСБ затребовала номера кошельков, с которых осуществлялись переводы Навальному, потом поинтересовалась движением денег в отобранной ими сотне кошельков.

Пока что цели звонков не выяснены. Если это была попытка напугать жертвователей доступом к их конфиденциальной информации, то она полностью провалилась. Как заявил один из наблюдателей за кошельком «РосПила» — медиаменеджер Антон Носик, с тех пор, как стало известно о действиях ФСБ и «Наших», переводы на счет Навального увеличились в разы. Если 29 и 30 апреля их было 34, то за 1 и 2 мая — 315 переводов. Таким образом, под ударом остается только «Яндекс», которому придется защищать свою репутацию. Компания пока что отказывается подробно отвечать на многочисленные вопросы СМИ и общественности. Но это вполне естественно, считает Антон Носик.

— «Яндекс» продумывает стратегию по противодействию. Когда идет борьба, неправильно мусолить в СМИ возможные действия. В компании понимают, что они передают данные совершенно не для того, чтобы на их основании терроризировать людей, — полагает он.

В Сети появились предположения, что слив «нашистам» информации о «Яндекс-кошельках» может быть местью «Яндексу» за критику режима. Накануне компания вышла на IPO и представила инвесторам меморандум, в котором описала риски ведения бизнеса в нашей стране. В нем говорилось, что компании в России становятся объектом политического преследования, в стране агрессивно применяются противоречивые или двусмысленные законы и подзаконные акты. «Яндекс» рассказал о захвате российских телеканалов, отметив и свою беззащитность перед политически мотивированными атаками. Однако эксперты в сфере интернет-бизнеса выдвигают более банальное объяснение: никакая это не «месть режима», а элемент бизнес-войны с «Яндексом» перед его размещением.

Между тем Алексей Навальный заявил, что у него к «Яндексу» нет претензий, сервис «Яндекс-деньги» был выбран как наименее контролируемый способ денежных переводов. А этот скандал, по его мнению, демонстрирует неискренность слов президента о борьбе с коррупцией. «На встрече президента с интернет-общественностью накануне майских праздников он много высказывался относительно того, что государство не собирается контролировать интернет и что подозрения, будто администрация президента или ФСБ организуют DDoS-атаки и прочие атаки на блоги и сайты, — это паранойя, — заявил Навальный Би-би-си. — Теперь мы видим совершенно точно, что существует смычка странных политических движений, созданных Кремлем, спецслужб и, вероятно, администрации президента, потому что я не думаю, что ФСБ по собственной воле начала в какие-то третьи организации передавать данные. Совершенно очевидно, что было политическое указание, которое могли дать люди, стоящие у руководства страной». Навальный планирует потребовать служебного расследования: каким образом данные попали в ФСБ, а затем — каким-то третьим лицам? «Обратимся в саму ФСБ, прокуратуру и администрацию президента», — подчеркнул он.

В свою очередь, пресс-секретарь «Наших» Кристина Потупчик заявила, что Юлия Дихтяр действительно является комиссаром движения «Наших», однако никаких звонков она не осуществляла.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow