СюжетыОбщество

Виноват, что не погиб

Как умело и привычно подставляют экипаж и командира подводной лодки «Нерпа»

Этот материал вышел в номере № 44 от 25 апреля 2011 года
Читать
8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» случилась авария. В 17 часов 56 минут, во время нахождения лодки в подводном положении, при выполнении программы заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное...

8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке К-152 «Нерпа» случилась авария. В 17 часов 56 минут, во время нахождения лодки в подводном положении, при выполнении программы заводских ходовых испытаний произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) с подачей в отсеки подводной лодки некондиционного огнегасителя.

В результате погибли 20 человек членов сдаточной команды. Всего на лодке находилось около 220 человек — экипаж и гражданские члены команды (представители завода-изготовителя, конструкторских бюро и т.д.).

Это был большой удар для всего российского ВПК. «Нерпу» строили, по сути, для индийских военно-морских сил (после окончания испытаний и передачи крейсера нашему ВМФ «Нерпу» планировали отдать индийцам в лизинг на 10 лет).

Практически сразу было заведено уголовное дело и найден первый виновный — матрос-контрактник Гробов. Впоследствии обвинение по 293-й статье «Халатность» было предъявлено еще четверым членам экипажа, в том числе командиру лодки Лаврентьеву.

По трем офицерам дело пришлось прекратить (признаки халатности вырисовывались, но уж никак не моряков). Анализируя ход следствия, можно сделать однозначный вывод: не было цели исследовать все действительные причины катастрофы, нужно было свести катастрофу к выработанному десятилетиями шаблону. Обычно ведь как? Если командир лодки погибает, то его посмертно награждают. Если выживает — делают козлом отпущения. Абсолютно уверена: если бы командир «Курска» Герой России Геннадий Лячин чудом спасся, сегодня он мотал бы срок.

В конце прошлого года командиру «Нерпы» Лаврентьеву было предъявлено новое обвинение по новой статье — 286-й УК РФ, более тяжкой (до 10 лет лишения свободы). Видимо, переквалификация произошла, когда следователи поняли, что «дело по халатности» в суде развалится.

Командира «Нерпы» обвинили в том, что именно он намеренно своими действиями спровоцировал аварию, которая повлекла тяжкие последствия.

Принцип «во всем виноват командир» очень удобен для тех, кто почти всегда виноват в авариях на море и тем не менее всегда остается неприкасаемым. Это — представители военно-промышленного комплекса, разработчики, конструкторские бюро, заводы и проч. И это не абстрактные глыбы, а в каждом конкретном случае — вполне конкретные люди.

Непосредственной причиной гибели людей на «Нерпе» стало ОТРАВЛЕНИЕ некондиционным, не соответствующим требованиям ГОСТа хладоном 114В2, которым была заправлена система пожаротушения (ЛОХ) и который на 64,4% состоял из ядовитого тетрахлорэтилена и только на 34,6% — из чистого хладона 114В2. Судя по всему, следствие не хотело поднимать деликатные вопросы, а именно:

1) кто, когда и кому продал большую часть чистого хладона и присвоил не менее 5 млн рублей (в России хладон не производят, и он является дефицитом);

2) кто именно был ответственен за входной контроль качества огнегасителя перед загрузкой в АПЛ (это обязанность в данном случае Амурского судостроительного завода) и почему предприятием промышленности этот контроль не проводился.

Следствие никак не исследовало последствия воздействия ядовитой смеси из чистого хладона и тетрахлорэтилена. Хотя в материалах дела есть экспертизы, главный вывод которых: если бы в системе был только чистый хладон, то даже при превышении его предельно допустимой концентрации в 300 000 ПДК в замкнутом объеме без всяких изолирующих средств люди были бы живы в течение 2 часов. Авария на «Нерпе» длилась несколько минут.

В постановлении следствия написано, что командир Лаврентьев не принял мер по обеспечению безопасности эксплуатации такого «опасного фактора военной службы», как система ЛОХ. Командир Лаврентьев допустил экипаж, в том числе матроса Дмитрия Гробова, к самостоятельному управлению и обслуживанию систем лодки, хотя, по мнению следствия, экипаж был не готов, и Лаврентьев об этом знал. Судя по этому постановлению, командир Лаврентьев был бы ни при чем, только если бы он отказался от испытаний лодки и уволился из армии.

А теперь факты.

Первое. Сбой системы ЛОХ — первопричина трагедии, но вовсе не главная техническая проблема на «Нерпе». Скорее она производная от беспрецедентности той задачи, которую до сих пор решают разработчики. («Нерпа» все еще не принята ВМФ и, соответственно, не передана индийцам.)

Именно на этой лодке впервые установлена система дистанционного автоматического управления (СДАУ) общекорабельными системами (ОКС) «Молибден-И» на цифровой элементной базе с применением компьютерных технологий.

Это ужасно звучит в наше-то продвинутое время! Но именно так. Впервые и, скорее всего, — исключительно ради индийцев — мы перешли от ручного управления к «применению компьютерных технологий». И вот тут не сработало. Система «Молибден-И» продолжает давать сбои, и не только на «Нерпе». Как рассказали мои источники в ВМФ, ЧП с ЛОХ было зафиксировано на совсем новой нашей АПЛ К-535 «Юрий Долгорукий». На которой тоже установлен «Молибден». 3 февраля 2008 года в 20 часов 40 минут, 7 июля 2008 года в 17 часов 25 минут и 8 июля 2008 года в 10 часов 12 минут (то есть, соответственно, за девять и четыре месяца до аварии на «Нерпе») были зафиксированы факты несанкционированного срабатывания арматуры ЛОХ. Причины выявлены не были, при этом разработчики «Молибдена», по сути, скрыли эту информацию от всех заинтересованных сторон, в том числе и от тех, кто вышел в ноябре 2008-го в море испытывать «Нерпу».

О фактах несанкционированного срабатывания арматуры системы ЛОХ на АСЗ (завод-изготовитель «Нерпы») узнали только 12 ноября 2008 года, подняла этот вопрос комиссия ВМФ, созданная для расследования происшествия.

Очень важно! Никаких извещений о фактах срабатывания арматуры ЛОХ на АПЛ «Юрий Долгорукий» ни предприятие-разработчик «Молибдена» ОАО «Концерн НПО «Аврора», ни предприятие-проектант ОАО «СПМБМ «Малахит», ни заказчик — ФГУ «1ЦНИИ МО РФ» никому не рассылали. Представители ОАО «Концерн НПО «Аврора» для обязательной (случилось три ЧП!) проверки системы «Молибден» на «Нерпу» не приезжали.

И проведенных экспертиз совершенно четко становится ясно, что программное обеспечение оборудования «Молибден-И», разработанное ОАО «Концерн НПО «Аврора», было несовершенным. Я бы даже сказала — опасно несовершенным, и именно это могло спровоцировать несанкционированное срабатывание системы ЛОХ, а не тот факт, что матрос Гробов «нажимал из чистого любопытства кнопки на пункте управления». Дело в том, что при тренировочном наборе шестизначного кодового сигнала (седьмое нажатие кнопки — это фактически команда подачи хладона в отсеки АПЛ) сигнал автоматически не сбрасывался и — самое страшное — оставался как детонатор в памяти компьютера на неопределенное время. Достаточно было кому-либо через час (день, неделю, месяц) случайно коснуться и нажать кнопку исполнения команды, не защищенную защитной крышкой, — произошла бы несанкционированная подача хладона в отсеки АПЛ. Собственно, именно это и случилось на «Нерпе».

Знаете, когда появились на «Нерпе» защитные кнопки с опломбировкой и «таблички для дураков» вроде: «Не лезь — убьет!»? Только в 2009 году. Разработчики пошли на этот шаг крайне неохотно, под большим давлением флотской общественности. Ведь тем самым и НПО «Аврора», и КБ «Малахит» косвенно признали свою вину. Но следствию все эти факты оказались неинтересны. Они не имели никакого отношения к командиру Лаврентьеву.

А теперь что касается командира лодки. Несмотря на тот факт, что его предполагается осудить по весьма тяжелой статье, мера пресечения у Лаврентьева — не содержание под стражей, а всего лишь подписка о невыезде. Хорошо, что нет подписок о неплавании. Потому что все эти годы, находясь под следствием, он выходит в море со своим экипажем, чтобы довести до ума «Нерпу». Командир Лаврентьев — штучный товар. В настоящее время он активно обучает корабельной практике индийских моряков. Мероприятия по передаче «Нерпы» ВМС Индии закончатся в июне — июле 2011 года. Командир АПЛ Д.Б. Лаврентьев заявлен индийской стороной как командир-инструктор при переходе АПЛ в Индию. Заменить Лаврентьева невозможно. Другого командира, подготовленного для эксплуатации «Нерпы», в России на сегодняшний день просто нет.

В очередной поход экипаж «Нерпы» ушел совсем недавно, и первый раз — без своего командира. 25 апреля должны состояться предварительные слушания по уголовному делу, на которых Лаврентьев будет в качестве подсудимого.

Обычно судья в этот день знакомится со сторонами процесса. Не знаю, есть ли этот факт в характеристиках на командира Лаврентьева, представленных суду. Но на всякий случай судья Федоров и присяжные должны знать, кого судят.

«Командир корабля — Дмитрий Борисович Лаврентьев и его экипаж, при самом худшем варианте развития аварии для корабля безукоризненно выполнили требования руководящих документов по борьбе за живучесть, не допустив массовой гибели людей… Командир и его экипаж проявили исключительное мужество и героизм, более 24 часов находились в изолирующих дыхательных средствах, спасая людей…» (Это я цитирую выводы Государственной комиссии по расследованию причин аварийного происшествия и экспертной комиссии ВАГШ МО РФ.)

После аварии командующий ТОФ К.С. Сиденко представит к правительственным наградам 17 членов экипажа «Нерпы». Командир АПЛ гвардии капитан 1-го ранга Дмитрий Борисович Лаврентьев за «мужество и героизм, решительные, смелые и грамотные действия по спасению людей…» будет представлен к ордену Мужества. Награда героя, естественно, не найдет.

Видимо, потому, что сам он — не погиб.

P.S. «Новая газета» будет внимательно и подробно следить за ходом суда над командиром Лаврентьевым и матросом Гробовым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow