СюжетыОбщество

Сельский клуб — площадка первой величины

Реконструкция Большого концертного зала Красноярской филармонии стоила вдвое дороже куда более масштабных работ в театре Ла Скала

Этот материал вышел в номере № 30 от 23 марта 2011 года
Читать
Может, в филармонии что-то поправить? Вопрос живого классика давно ушел в народ и служит порой буквальным руководством к безоглядному действию. На сей раз поправили в Красноярске. И теперь, по крайней мере по расходам на реконструкцию,...

Может, в филармонии что-то поправить? Вопрос живого классика давно ушел в народ и служит порой буквальным руководством к безоглядному действию.

На сей раз поправили в Красноярске. И теперь, по крайней мере по расходам на реконструкцию, Большой концертный зал (БКЗ) Красноярской филармонии может конкурировать даже с Ла Скала или Королевским театром Мадрида. Реконструкция последнего стоила 140 млн долларов, открывшийся заново в 2004 году миланский театр был капитально отреставрирован за 72 млн долларов — со всеми архитектурными и технологическими преобразованиями, с возрожденными полами из венецианского мрамора. А реконструкция БКЗ обошлась в 114 млн долларов (3,5 млрд рублей).

Так ведь и этот концертный зал, как следует из названия, — Большой. Звук здесь, правда, после четырехлетней модернизации хуже, чем в сельском клубе. Ирина Богушевская, певшая в БКЗ на днях, мужественно боролась с акустикой, но все же под конец не выдержала, сказав, что с тех, кто ремонтировал этот зал и ставил в нем звук, спросится на Страшном суде. Аудитория взорвалась аплодисментами. Даниил Крамер, игравший до нее, промолчал, но многие чувствовали после концерта подавленность и разочарование. Денис Мацуев сказал теплые слова о публике, красноярских музыкантах и был дипломатичен: «Ты обязан играть везде, если хочешь что-то донести людям».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Пока шел ремонт, по Красноярску ходили легенды о том, в какую грандиозную лесопилку превратили БКЗ: бабло пилили с визгом и гамом. В прошлом году Счетная палата края нашла серьезнейшие нарушения при проведении реконструкции. Но куда без этого. Был бы сам зал. Однако эксперты прямо говорили: БКЗ уже нет и больше не будет, музыки там не услышать — нарушена акустика. Легендарный красноярский инженер-строитель Виктор Боровик исключает возможность как-то исправить ситуацию: это, говорит, мелочь, что кресла по 25 тысяч за штуку не подходят к этому залу — неверно спроектированы стены и потолок.

О проблемах со звуком говорят как артисты, так и люди, организующие гастроли, — например, директор концертно-гастрольного агентства «Музыкальный город» Александр Рыжов. «Звук отскакивает от стен, попадая с задержкой обратно на сцену. Звук железный, плоский, не сочный, врезается в уши и доставляет дискомфорт», — рассказал Рыжов ИА KNews. Артисты отказываются выступать на оборудовании, установленном в БКЗ, и организаторам концертов приходится брать аппаратуру в аренду у посторонних. В зависимости от комплектации плата за это достигает 100 тысяч рублей и более.

В связи с этим филармония сейчас проводит техэкспертизу установленной аудиосистемы. Забрезжил шанс на новый распил. Кстати, краевого министра культуры Геннадия Рукшу уже наградили за ремонт БКЗ. «Музыкальное обозрение» признало Рукшу по итогам минувшего года персоной года в номинации «Министр». Впрочем, стройка затевалась при предыдущем министре Зое Благих и другом губернаторе — Александре Хлопонине. И контролировало ремонт БКЗ и все связанные с ним закупки краевое управление капстроительства, а курировали стройку непосредственно руководители края и их заместители. В Счетной палате констатируют: в части использования бюджетных инвестиций ситуация в регионе практически не меняется начиная с 2002 года (когда губернатором стал Александр Хлопонин, ныне вице-премьер и полпред президента на Кавказе). Сколько ни указывают аудиторы на нарушения, не меняется ничего.

Еще один классик подметил, что от вранья глаза скашиваются к носу. Впечатление, что подобными демонстративными последствиями увенчиваются ныне и труды нашей власти. Презентованные первыми лицами страны дороги как нарочно проваливаются в болота, больничные корпуса вдруг покрываются грибком… Вот и в концертных залах гуляет эхо и воняет гнилью. Коррупция и ее производная — вопиющий непрофессионализм — являются наглядно, грубо, зримо, отскакивая от стен и возвращаясь на сцену.

Реконструкция БКЗ — достойный пролог к воздвижению в Красноярске при поддержке «Единой России» четвертого автомобильного моста через Енисей. «Новая» уже писала год назад об этом проекте — самого дорогого в мире моста через реку. Тогда стоимость рядового, шестиполосного, без изысков, моста была заявлена в разы дороже самых известных мостов в Европе и Северной Америке.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow