СюжетыОбщество

АН-148

Этот материал вышел в номере № 23 от 4 марта 2011 года
Читать
Утром 5 марта самолет Ан-148, принадлежащий Воронежскому авиазаводу (ВАСО) потерпел катастрофу в деревне Гарбузово Алексеевского района Белгородской области, в130 км от Воронежа. Все шесть членов экипажа погибли. Самолет вылетел с...

Утром 5 марта самолет Ан-148, принадлежащий Воронежскому авиазаводу (ВАСО) потерпел катастрофу в деревне Гарбузово Алексеевского района Белгородской области, в130 км от Воронежа. Все шесть членов экипажа погибли.

Самолет вылетел с аэродрома ВАСО на испытательный полет по маршруту «Воронеж - Лиски – Острогожск – Воронеж». В первых сообщениях было сказано, что самолет загорелся при ударе о землю, но в Интернете появились свидетельства «очевидцев», что он загорелся ещё в небе. В частности, приводят слова жителя Гарбузово Владимира Важинского о том, что перед крушением он слышал звук взрыва, после чего самолет начал разваливаться в воздухе – отвалившееся крыло не долетело до его огорода полсотни метров, хвост самолета тоже отвалился, и с одной стороны падающего самолета был огонь. Самолет падал на село и чуть ли не прямо на школу, где шел предпраздничный концерт для родителей и детей, но летчики явно пытались увести его в сторону, и это продолжалось долго – минуты две.

Жители бросились к месту катастрофы на окраине села, но живых не нашли, только два тела вытащили из-под горящих обломков.

Еще один свидетель, Анатолий Руденко, брат главного редактора воронежской газеты «Коммуна» Виктора Руденко, сообщил, что видел катастрофу со своего огорода; «Сначала был гул небольшой такой, а потом взрыв. Я поднял голову, самолет где-то на высоте птичьего полета, взорвался и горит. Потом вокруг своей оси начал вращаться и падать вниз. Боковой ветер нес его на огороды. Машина упала в 800 метрах от моего дома, обломки раскидало на десятки метров, повредив несколько построек. Местные жители тут же бросились помогать, но все, что смогли сделать, – это вытащить двух погибших. Еще двое были зажаты в машине».

МЧС блокировало место падения из опасения, что горящие обломки могут привести к пожарам. Жителей двенадцати ближайших домов эвакуировали по той же причине. К 11-30 останки самолета были потушены.

К вечеру МЧС сообщило, что «черные ящики» самолета найдены, но в каком они состоянии, не уточнили. И что специалисты украинского госпредприятия «Антонов» - разработчики самолета - войдут в состав комиссии по расследованию катастрофы. МЧС опубликовало список погибших в авиакатастрофе в Белгородской области:

  1. Ю.П. Зубрицкий – командир экипажа;
    2. В.И. Ясько – штурман;
    3. А.С. Самошкин – ведущий инженер по летным испытаниям;
    4. А.А. Королев – бортинженер;
    5. Htein Lin Aung – лётчик, гражданин Мьянмы;
    6. Zaw Htun Aung – лётчик, гражданин Мьянмы.

Разбившийся АН-148, двухмоторный турбореактивный самолет, рассчитанный на перевозку до 99 пассажиров с дальностью полета до 4400 км, за две недели уже 31 раз поднимался в воздух и благополучно прошел все заводские испытания. 5 марта на нем проходили обучение двое пилотов из Мьянмы, с которой ВАСО заключил контракт на поставку двух АН-148. Пилотную подготовку на специальном тренажере в Украине эти пилоты не проходили; в России такого тренажера нет.

Восемь самолетов АН-148-100 сегодня успешно работают уже почти два года: два самолета на Украине и шесть (петербургской ГТК «Россия») к сегодняшнему дню перевезли 275 тысяч пассажиров. Управление делами Президента РФ планировало приобрести этот самолет для своих нужд.

ГТК «Россия» уже заявила, что не планирует приостанавливать полеты Ан-148 в связи с катастрофой в Белгородской области – в компании твердо уверены в его надежности.

Председатель профкома ВАСО Анатолий Башкирев предположил, что картину катастрофы сможет прояснить экипаж второго самолета АН-148, который тоже проводил учебный полет. Но этот экипаж, как и руководство предприятия, отказывается что-либо комментировать до окончания работы комиссии.

Доследственную проверку по факту авиакатастрофы АН-148 ведет Московское межрегиональное следственное управление на транспорте. А Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту катастрофы по ст. 351 УК РФ «Нарушение правил безопасности полетов». Предварительная причина – ошибка пилота из Мьянмы.

На сайтах Воронежа активно обсуждают мнение главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова в эфире «Коммерсантъ FM» о возможных причинах крушения Ан-148: о том, что АН-148 зарекомендовал себя хорошо, однако ВАСО производит их «по старинке» и с производственными недостатками и техническим браком. Что учебный полет производился в нарушение всех инструкций, без предварительной подготовки на тренажере, в чем есть вина и граждан Мьянмы. А сама катастрофа может очень плохо сказаться не только на репутации АН-148, но и вообще российского авиапрома, деградацию которого мы наблюдали последние 20 лет. В том числе, и распиаренного самолета Superjet 100.

Росавиация выразила категорическое несогласие с такими оценками, согласившись с ГТК «Россия», что АН-148 – надежный и очень современный самолет.

Самая горячая тема в Интернете для воронежцев – о том, что до крушения самолет летал над жилыми домами Левобережья; а если бы он на город упал? Да еще на такое предприятие, например, как чрезвычайно химический «Воронежсинтезкаучук»? Не говоря уж о Нововоронежской АЭС…

Обострилась и вновь вызвала бурное обсуждение беда многих воронежцев, связанная с расширением в черте города военного аэродрома «Балтимор», которому Министерство обороны отвело роль крупнейшей авиабазы страны, не обращая внимания на митинги, пикеты и коллективные обращения десятков тысяч воронежцев во все властные инстанции.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow