СюжетыКультура

Уроки пения

«D.E.U.S.-квартет» — примета новых времен, когда на сцене не будет места фонограммщикам и халтурщикам

Этот материал вышел в номере № 23 от 4 марта 2011 года
Читать
Настоящим открытием нынешней зимы стал вокальный ансамбль «D.E.U.S.-квартет», сольный концерт которого состоялся недавно в Московском доме музыки. Репертуар ансамбля многообразен: от мировых хитов до эстрадных песен, от джазовых ритмов до...

Настоящим открытием нынешней зимы стал вокальный ансамбль «D.E.U.S.-квартет», сольный концерт которого состоялся недавно в Московском доме музыки. Репертуар ансамбля многообразен: от мировых хитов до эстрадных песен, от джазовых ритмов до народных распевов. Жанр, в котором работает «D.E.U.S.-квартет», называется многоголосием.

В 70-е годы многоголосие было фирменным знаком легендарных советских вокально-инструментальных ансамблей. Можно вспомнить великолепное многоголосие «Песняров», которые зимой 1976 года смогли удивить искушенную американскую публику, или восхитительное пение ансамблей «Веселые ребята» и «Самоцветы». Но вот уже много лет не слышно на нашей эстрадной сцене настоящего многоголосия. Когда же некоторые сегодняшние «звезды» берутся петь на несколько голосов, то возникает ужасающее ощущение, что искусство вокального многоголосия на нашей эстрадной сцене уже окончательно и безвозвратно утеряно. Но музыканты «D.E.U.S.-квартета» доказали, что счастье еще возможно.

Неожиданность появления «D.E.U.S.-квартета» заставляет пристально вглядываться в лица и родословную музыкантов. И сразу же становится понятно, что многоголосие, которым они обладают, это во многом наследственный дар, ведь звукооператор ансамбля Ян Петерсон — сын легендарного советского певца, солиста ансамблей «Веселые ребята», «Самоцветы», «Пламя» и «Пламя-2000» Юрия Петерсона, а Евгений Лужнецкий, музыкальный руководитель «D.E.U.S.-квартета», родился в семье музыкантов, игравших когда-то в самом популярном вокально-инструментальном ансамбле города Брянска.

— В советское время почти на каждом заводе была самодеятельность, которая по уровню исполнения была порой выше, чем многие нынешние профессионалы, — говорит Женя Лужецкий. — Мама пела, а папа играл на всем на свете, не имея никакого музыкального образования, он мог на любом инструменте подобрать все, что угодно.

Под влиянием отца Ян Петерсон окончил «хоровушку» — Хоровое училище имени Свешникова, которое давно считается главной кузницей вокальных талантов.

— Там давались такие нагрузки, что Янеку едва хватало сил домой приползти! — говорит о сыне Юрий Петерсон. — Утром вставал — и в школу. Фигней заниматься было некогда вообще! Зато это дисциплинирует. Это дает тот самый высший профессионализм, который есть у всех ребят из «D.E.U.S.-квартета».

— Папа обладает безукоризненным музыкальным чутьем на то, что хорошо и плохо, — говорит об отце Ян Петерсон. — И при этом он, как юноша, совершенно не воспринимает серый цвет, у него — либо черный, либо белый. Если что-то было недостаточно хорошо, говорилось, что это — г…но. Жестко, грубо, обидно до безобразия. Но в какой-то момент я начал замечать, что папа говорит: «Ты хорошо играешь». А оценки, выше этой, не бывает…

В детстве у нас дома в основном звучала английская музыка. У нас дома стояли пластинки The Beatles, Rolling Stones, Рэя Чарльза, поэтому я относился к репертуару ансамблей, в которых работал папа, с юмором. Было мало песен, которые мне откровенно нравились, в основном антоновские и папины песни («Царевна-лягушка»). Ну, и «Снег кружится», конечно. Ну, так теперь — по юмору судьбы — мы исполняем их репертуар! Например, «самоцветовскую» «Ни минуты покоя». И только сейчас мы можем оценить, насколько это были профессиональные, грамотные, мелодичные, талантливые песни.

Но если вернуться к вопросу о генах, то другие участники ансамбля — обычные русские самородки. Например, Дмитрий Зуев (тенор) родился в Тамбове в обыкновенной рабочей семье, отец Юрия Баркова (баритон) — военный, родители Сергея Науменко (бас) тоже не имеют никакого отношения к музыке, и можно представить, какую колоссальнейшую работу должны были проделать эти ребята, чтобы превратиться в утонченнейших музыкантов, какими они является сейчас.

Поэтому можно сказать так: природа занята саморегуляцией, и когда стало ясно, что без какого-либо чудесного воздействия извне многоголосие у нас действительно погибнет, природа отобрала лучших из самых перспективных, дала им мечту о хорошем музыкальном образовании (все пятеро участников ансамбля окончили различные консерватории), а потом собрала этих ребят в одной группе.

«D.E.U.S.-квартет» очень много гастролирует по стране, но самый главный их концерт состоялся в разгар зимы в Московском доме музыки. Все билеты были раскуплены заранее.

Первое отделение «D.E.U.S.-квартет» работал в сопровождении оркестра «Боян» и а капелла. Ребята исполняли итальянскую оперную классику, неаполитанские песни, русские народные песни, «вечнозеленые» темы свинга. Великолепно прозвучали и русская народная песня «Вьюн над водой», и «Прелюдия в ми-миноре» Шопена, и песня Пахмутовой «Бескорыстная душа». Второе отделение было отдано джазу и эстраде. От песни к песне аплодисменты становились все громче и продолжительнее.

— Самое главное, у всех четверых ребят — удивительнейшее слияние голосов! — говорит Юрий Петерсон. — Есть такое понятие «дабл-трек», когда ты во время записи поешь сам с собой, и если ты абсолютно точно попадаешь в строй, то звучит обертон на октаву выше. И тогда создается ощущение, будто бы звучит еще один голос, которого нет в партитуре. Это — редчайшее состояние, но так получается, что у них обертона на октаву выше звучат в каждом концерте по многу раз…

И действительно их голоса так гениально слились и так точно попали друг в дружку, что на концерте в ММДМ не раз появлялось ощущение, будто за спинами у «D.E.U.S.-квартета» подпевает сам Бог…

P.S. Пожалуй, «D.E.U.S.-квартет» можно назвать приметой каких-то новых времен, которые, хочется надеяться, не за горами. Люди так устали от халтуры, которая преобладает на нашей эстраде и на телеэкране, что жаждут слушать качественное, профессиональное пение. Можно предположить, что в моду вскоре опять войдет какой-нибудь арт-рок или симфоджаз, и тогда люди, спешащие на работу или просто вышедшие в булочную за хлебом, будут напевать сами для себя мелодии Хэрби Хэнкока или Алексея Рыбникова или «Прелюдию в ми-миноре» Шопена в интерпретации «D.E.U.S.-квартета».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow