СюжетыПолитика

За «Россию» стояли — и стоять будем

Переброска правительственного авиаотряда в «Шереметьево» заставит туристов остаться в России, а дачников — в Москве

Этот материал вышел в номере № 21 от 28 февраля 2011 года
Читать
Специальный летный отряд «Россия», который возит по небу чиновников категории А++, вынужден будет с 15 апреля переместиться из аэропорта «Внуково», где начинается ремонт взлетно-посадочных полос, в «Шереметьево». А передислокация...

Специальный летный отряд «Россия», который возит по небу чиновников категории А++, вынужден будет с 15 апреля переместиться из аэропорта «Внуково», где начинается ремонт взлетно-посадочных полос, в «Шереметьево». А передислокация отечественных ВИПов — это процесс, всегда болезненный для граждан. Тем более что трафик уплотнится не только в «Шереметьеве», но и на ведущей к нему Ленинградке, которую в часы пик смело можно будет именовать «дорогой без жизни».

Концепция развития аэропорта «Внуково» была утверждена еще в 2004 году, сразу после передачи аэропорта в собственность Москвы, бывшим мэром столицы Юрием Лужковым. Цель концепции — увеличить пропускную способность аэропорта до 20—22 млн пассажиров в год (пассажиропоток «Шереметьева» в 2010 году составил около 19,4 млн человек). В соответствии с этим документом взлетно-посадочные полосы (ВПП) планировалось отремонтировать в течение 2004—2006 гг.

Реализация этого плана была отложена на пять лет. Только на прошлой неделе стало известно, что с 15 апреля по 30 июня 2011 года во «Внукове» будет проходить ремонт крестовины взлеток, т.е. места, где они пересекаются. Рабочая длина полос сократится примерно на треть, и аэропорт не сможет отправлять и принимать некоторые среднемагистральные и дальнемагистральные воздушные суда, например, отечественные Ил-96, Ил-62, Ту-154 и Ту-214.

Несмотря на то что эту информацию уже подтвердило Федеральное агентство воздушного транспорта, пресс-служба «Внукова» постаралась уверить «Новую», что «пока никакой точной информации нет, а проект реконструкции ВПП только отправлен в Минтранс на согласование». Пояснить, каким компаниям временно придется перенести работу в другие аэропорты, во «Внукове» также не смогли. А ведь «потесниться» придется многим.

На сегодняшний день «Внуково» занимает третье место в России по объему пассажирских перевозок. В аэропорту базируется около двух десятков авиакомпаний (треть из них специализируется на деловой авиации), авиация Роскосмоса и специальный летный отряд «Россия» Управления делами президента. Последний обещает доставить москвичам и гостям столицы наибольшие проблемы.

СЛО «Россия» временно перебазируется в «Шереметьево». По словам пресс-секретаря управделами Виктора Хрекова, не полностью, ближние перелеты будут по-прежнему осуществляться из «Внукова». Однако весенне-летнее расписание в «Шереметьеве» формировали с учетом «России». Среднее количество взлетно-посадочных операций в час сокращается с 38 до 34—32 для того, чтобы всегда иметь «зазор», необходимый для организации срочного вылета ВИПов. Регулярные и чартерные рейсы будут не только задерживаться, сократится и их общее количество. При этом само «Шереметьево» уменьшения пассажиропотока не прогнозирует. По прогнозам экспертов, наибольшие потери ждут крупнейшего отечественного перевозчика «Аэрофлот» — сокращение прибыли от 10 до 25%. Уточнить эту информацию в пресс-службе «Аэрофлота» не смогли: «Очевидно, что временный переход СЛО «Россия» в «Шереметьево» внесет серьезные коррективы в нашу работу, количество рейсов придется сокращать. Какие конкретно, пока сказать не можем».

«Внуково» обслуживает правительственные рейсы уже больше шестидесяти лет. Для высших должностных лиц в полутора километрах от основных терминалов построен специальный аэровокзальный комплекс «Внуково-2» с отдельным въездом со стороны Киевского шоссе. Алгоритм организации вылета «самолета с мигалкой» доведен до автоматизма и занимает 15—20 минут, что не сильно сказывается на работе всего аэропорта.

Однако ключевой проблемой становятся даже не особенности того или иного аэропорта, а дорога до него. Потому что на время проезда ВИПа или делегации в аэропорт/из аэропорта дороги в России принято перекрывать. К «Внукову» ведет Киевское шоссе, которое все последние годы активно реконструировали и расширяли. Сегодня Киевка в той ее части, которая проходит по территории Московской области, — это 4—5 полос в каждую сторону. Перекрытие на время прилета/отлета ВИПа она переносит практически безболезненно.

Ленинградское шоссе, ведущее к «Шереметьеву», — одно из самых проблемных для Московского региона. «Большая Ленинградка», проходящая по территории Москвы, после МКАД сужается до двух полос в каждую сторону. Хронически простаивает в пробках развязка между шоссе и МКАД. Настоящая транспортная катастрофа случилась на Ленинградке 24 июня прошлого года, когда начались ремонтные работы на путе-проводе через Октябрьскую железную дорогу и для машин оставили по одной полосе в каждую сторону. Дорога до «Шереметьева» тогда занимала не менее четырех часов, а сотни пассажиров опоздали на свои рейсы.

Даже кратковременное перекрытие в час пик может оказаться фатальным для Ленинградского шоссе. Начальник управления информации и общественных связей ГУВД Московской области Евгений Гильдеев, которого мы попросили рассказать о том, стоит ли ждать перекрытий Ленинградки, пояснил, что безопасность на этом шоссе, так же как и на Киевском, обеспечивается силами столичной милиции. В ближайшее время «Новая» обязательно уточнит у московской ГИБДД, как часто Ленинградка будет… ехать.

Самое обидное, что выхода из сложившейся ситуации нет. ВПП во «Внукове» нужно ремонтировать, а значит, СЛО «Россия» нужно временно перебазироваться. Перебазироваться можно только в «Шереметьево», потому что «Домодедово» — негосударственная структура, а других аэропортов, удовлетворяющих необходимым техническим требованиям, в Московской области нет. Один только президент России в месяц в среднем совершает четыре внутренние и четыре зарубежные поездки. А ведь есть еще глава администрации президента, премьер, председатели Госдумы и Совета Федерации, генпрокурор и председатель Конституционного суда, министры, в конце концов. Почти каждый день кто-то из них едет в аэропорт или из аэропорта.

Но почему бы нашим ВИПам не пользоваться спецтранспортом чуть меньше и добираться хотя бы до аэропорта на аэроэкспрессе? «Потому что это небезопасно», — скажут нам. Ведь безопасность и комфорт первых лиц государства, как водится, гораздо важнее, чем невозможность для десятков тысяч жителей расположенных вдоль Ленинградки Химок и Зеленограда попасть на работу или домой. Нет, выхода действительно нет.

Справка «Новой»

Специальный летный отряд «Россия»

ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» Управления делами президента РФ — авиапредприятие, обеспечивающее перевозку воздушным транспортом первых лиц государства. СЛО «Россия» — наследник созданного в 1956 году в структуре «Аэрофлота» Авиаотряда особого назначения, который позднее был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235. В 1993 году отряд был преобразован в ГТК «Россия», к которой в 2006 году была присоединена авиакомпания «Пулково». В конце 2009 года специальный авиаотряд был выведен из структуры новой авиакомпании и получил свой настоящий статус.

СЛО «Россия» обеспечивает авиаперелеты президента РФ, вновь избранного и не вступившего в должность президента РФ, председателя правительства, председателя Совета Федерации, председателя Государственной думы, председателя Конституционного суда, генерального прокурора, руководителя администрации президента, министра иностранных дел. Для выполнения этих задач в распоряжении отряда имеется 38 самолетов разных типов (в том числе четыре пришедших на смену Ил-62 дальнемагистральных широкофюзеляжных Ил-96-300, один из которых является официальным президентским самолетом) и 13 вертолетов.

Аэропорт «Внуково»

С 1956 года стал местом базирования для Авиаотряда особого назначения, созданного для обеспечения авиаперевозок первых лиц государства. В настоящее время находится в собственности города Москвы.

Аэропорт состоит из трех аэровокзальных комплексов. «Внуково»-1, включающий внутренний и международный терминалы, обслуживает пассажиров регулярных и чартерных рейсов. «Внуково»-2, или так называемый правительственный терминал, создан специально для обеспечения отлета/прилета первых лиц государства и иностранных делегаций. «Внуково»-3 объединяет несколько VIP-терминалов бизнес-авиации и терминал «Космос», созданный для нужд Роскосмоса, но также использующийся в качестве VIP-терминала. Кроме того, «Внуково»-3 используется для вылета и приема спецрейсов правительства Москвы и, как показывает практика, федеральных чиновников, которые «не помещаются» во «Внукове»-2.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow