СюжетыОбщество

Ноутбук и молот

Кто выполняет функции профсоюзов в интернете

Этот материал вышел в номере № 16 от 14 февраля 2011 года
Читать
Ноутбук и молот
Фото: «Новая газета»
Практически все исследователи соглашаются, что значительная часть социальных гарантий, предоставляемых людям на Западе, в том числе реально действующие законные механизмы и структуры, с помощью которых работники могут отстоять свои...

Практически все исследователи соглашаются, что значительная часть социальных гарантий, предоставляемых людям на Западе, в том числе реально действующие законные механизмы и структуры, с помощью которых работники могут отстоять свои интересы в конфликтах с работодателями, прижились из страха перед опытом Страны Советов. Грубо говоря, капиталистам западных стран в свое время хватило ума осознать, что или они сами будут «делиться», или же найдутся те, кто отнимет и поделит. Интересы последних весьма успешно и представляют профсоюзы, пользующиеся в демократических странах очень большим авторитетом и имеющие огромное влияние.

Некому защищать

В СССР тоже старались формировать систему социальной защиты, но так как якобы у нас было государство трудящихся, в профсоюзах состояли и директора, и чернорабочие. Если у работника и начальника возникал конфликт, гипотетически у работника был шанс добиться справедливости по партийной линии. Но существование структур, отстаивающих какие-то особенные права трудящихся и находящихся в минимальной конфронтации с руководством предприятий и советским государством, рассматривалось как явная антисоветчина. Создавать такие структуры люди пытались, но немногочисленные их инициаторы быстро оказывались в местах заключения.

Так что к моменту развала СССР членство в профсоюзах в нашей стране было практически поголовным, но при этом заняты профсоюзы были социальной помощью, распределением путевок на курорты, смотрами самодеятельности и вообще чем угодно, кроме борьбы за права работников. Неестественный советский опыт профсоюзов усугубился наивным ультралиберализмом девяностых. Дескать, «если много работать, обязательно преуспеешь», «социальные гарантии, трудовые права — это совок».

Советская профсистема начала разваливаться. Где-то профсоюзов не стало вообще, где-то они остались, законсервировавшись в форме «распределителя путевок при дирекции», где-то, наоборот, начали адекватно работать, спасая предприятия от разбазаривания, пытаясь сопротивляться сокращениям и задержкам зарплаты. В нулевых начали появляться боевые профсоюзы в филиалах иностранных корпораций и в новых российских компаниях.

Самой крупной в стране является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) — преемница советской системы. Ее ставленник Андрей Исаев — видный бонза «Единой России». Большая часть этого профсоюза занята пресловутыми «путевками», хотя на низовом уровне есть примеры, когда конкретные ячейки ФНПР искренне пытаются отстоять интересы работников. Радикальное крыло профсоюзов сейчас сгруппировалось вокруг Конфедерации труда России. Есть и другие профструктуры (например, Соцпроф) со своими интересами, плюсами и минусами.

Но в целом в каких-либо организациях, способных реально отстаивать интересы работника, в России сейчас состоит ничтожное меньшинство наших сограждан.

Куда жаловаться

Если нет структур, это не значит, что нет проблем. Конфликты, приведшие к заявлениям в трудовую инспекцию, дошедшие до судебного разбирательства, исчисляются сотнями тысяч. Можно только догадываться, какой это процент от реально возникающих противостояний на рабочих местах.

С нулевых интернет завоевывает все большее место в жизни не только тех, кто по долгу службы обязан восемь или более часов в день смотреть в монитор. Молодые люди, занятые физическим трудом, также редко обходятся сейчас, например, без страницы «ВКонтакте». И заметная часть трудовой борьбы перешла в виртуальное пространство.

«Я не знаю таких примеров в Европе. Трудовыми конфликтами там занимаются обычно профсоюзы, а не веб-сайты», — говорит француженка Карин Клеман, директор Института «Коллективное действие».

В России же возможность подмочить работодателю репутацию с помощью интернета нашла понимание. С 2005 года существует журналистское сообщество в «Живом журнале» Paparazzi_kinul, в которое журналисты пишут о задержках зарплаты, гонораров, нечистоплотном поведении своих начальников. Нередко о СМИ, которые в сообществе «припечатывают», завязываются дискуссии, люди делятся разным опытом работы в них. В комментариях часто проявляются и представители руководства, предлагая недовольному работнику варианты урегулирования возникших денежных претензий.

В начале нулевых получили известность два сайта — московский и минский, на которых работники «Макдоналдсов» России и Беларуси анонимно размещали информацию об условиях труда в забегаловках. Информация попадала в СМИ, привлекла внимание некоторых политических групп. Их больше нет, зато украинские работники открыли Magnit-govno.at.ua — название недвусмысленно характеризует условия труда в одной из эсенгэшных сетей продуктовых магазинов.

Корыстная медийность

Распространение информации о таких проектах, особенно через СМИ, сталкивается со сложностями. Если пишешь о том, что в такой-то компании плохие условия труда, особенно когда речь идет о компании, ориентированной на массового клиента (сети магазинов одежды априори важнее народное мнение, чем заводу-монополисту, делающему насосы для нефтяных вышек), сложно доказать, что ты не работаешь на конкурента, тебя действительно интересуют нарушения трудовых прав в компании. Кроме того, рекламу СМИ дает именно бизнес, и обижать партнеров — весьма нежелательно.

Еще в начале нулевых мне пришлось готовить материал о тогда только появившихся подобных сайтах для одной крупной московской газеты. Мой редактор попросила вставить в текст прямую речь людей, размещающих подобную информацию, причем «не париться» по поводу упоминания там названий компаний, а она перед публикацией покажет текст рекламному отделу. Статья вышла. Действительно, ни одного рекламодателя не обидели.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Зато там упоминалась одна сеть розничной торговли прессой. Рекламный отдел о ней ничего не знал, а она была крупнейшим распространителем. По рассказам моего редактора, розничная сеть восприняла такую публикацию как «акт неуважения к партнерству», руководство крупной газеты принялось извиняться. Розничная сеть в одностороннем порядке пересмотрела договор, сократив десятка полтора точек ее продажи в Москве. В газете вышло смешное извинение перед сетью, якобы «автор-фрилансер допустил ошибку, информация не соответствует действительности». Хотя речь шла об анонимно размещенной в интернете информации — и ни я, ни начальство газеты не могли ее ни подтвердить, ни опровергнуть.

Черные списки

Существуют интернет-порталы, рассчитанные не на какую-то отрасль или компанию, а на освещение трудовых конфликтов вообще. Blackjob.net — портал жаждет быть «солидным и объективным». Есть список плохих работодателей, список тех, о ком отзываются хорошо. Работодатели тоже не останутся безутешными — они могут разместить отзыв о сотруднике, которым остались недовольны. Портал сделан по принципу форума, зачастую размещение информации там сопровождается бурными дискуссиями.

Другой портал, Orabote.net, рассматривает только характеристики работодателей. Преимущество портала — удобная рейтинговая система, по которой легко можно посмотреть положительные и отрицательные отзывы о компании, сравнить условия труда в ней с другими компаниями.

Самый жесткий портал такого типа — Antijob.anho.org. Помимо черного списка на нем имеются и материалы, описывающие способы классовой самоорганизации работников. Сергей, администратор «Антиджоба», рассказывает: «Отзывы, приходящие к нам, проверить просто невозможно. Мы размещаем все в таком виде, как к нам приходит. Под отзывом есть возможность оставить комментарии, нередко там завязываются бурные дискуссии. Теоретически, нас могут использовать конкуренты для черного пиара. Но все-таки у работодателя в России настолько больше возможностей, чем у работников, что мы считаем сейчас целесообразным игнорировать эту проблему. Истории нам приходят ежедневно, и ежедневно мы получаем угрозы от работодателей: дескать, нас засудят, нам руки-ноги переломают».

Случаи бандитских расправ за размещение подобной информации пока неизвестны, а вот сайт Antijob.ru (одноименный портал на anho.org делают другие люди) закрыт, судя по размещенной в Сети информации, по инициативе правоохранительных органов. Orabote.net и Antijob.anho.org подвергались хакерским ДДОС-атакам.

После начала атаки коллектив «Антиджоба» получил письмо с требованием убрать упоминания компаний Prime Lab и Prime Services. Отзывы о них действительно есть на сайте. В принципе отзывы эти ничем не выделялись: «серая» зарплата, обман при увольнении, хамство, сексуальные домогательства. Таких компаний в Москве, к сожалению, тысячи.

Коллектив «Антиджоба» перемещал сайт с одного хостинга на другой, но атака все равно продолжалась, попутно «роняя» сайты то художника Артема Лоскутова, то «Сибирской Индимедии», то сайт о компьютерной безопасности Shell.tor.hu.

Сайт удалось восстановить, но 7 декабря атака возобновилась — теперь Antijob.anho.org атаковали аж 20 тысяч роботов, что могло обойтись заказчикам в несколько тысяч долларов.

Битва роботов и антиджобовцев получила заметный резонанс в ЖЖ. В частности, в блогах началась переписка между бывшими и нынешними сотрудниками компаний и их начальством, из которой видно, что ряд трудовых проблем, безусловно, там по крайней мере был (например, http://chernysh.livejournal.com/27483.html).

Руководство компаний отрицает свою причастность к хакерским атакам и периодически жаловалось в администрацию «Живого журнала» на антиджобовцев.

Новые технологии

Главной проблемой работодателей являются не списки как таковые, а их индексация в интернет-поисковиках. То есть если человек присылает негативный отзыв о компании, если потом название компании набрать в «Гугле», «Рамблере» или «Яндексе», ссылка на негативный отзыв будет вылезать в первых строчках запросов. «Спасибо, ребята, они сегодня мне звонили, я чуть было не согласилась у них работать!», «Спасибо большое за информацию, а то так бы и сидела там, уши грела», — типичные слова в комментариях к отзывам.

Некоторые работодатели готовы идти на уступки. «Это возымело хорошее действие. Руководство предложило мне выдать невыплаченную зарплату взамен на восстановление своей репутации. Поэтому прошу Вас убрать публикацию о ***. Если опять кинут, заново опубликую», — пример письма работника. Иногда работодатели пишут, что, например, уволен такой-то руководитель отдела, допускавший хамство по отношению к подчиненным.

Когда подобные сайты только появлялись, интернет был медленным, мобильники с незаметными видеокамерами и диктофонами были редкостью, а теперь люди уже шлют не только текстовую информацию, но и аудио- и видео-доказательства. Совсем недавно появилось видео (http://antijob.anho.org/blacklist/id2288/) о том, как «супервайзер», координировавший продавцов соков одной крупной компании, материт своих подчиненных. По имеющейся информации, после появления ролика нерадивого матерщинника уволили. Работники DHL выкладывали аудио, фото- и видеоинформацию о своем работодателе (http://antijob.anho.org/blacklist/id2530/). Сейчас ситуация дошла до прокуратуры.

Через «Антиджоб» работники торговой сети «Детский мир», корпорации DHL, концерна «Бабаевский» находили так же недовольных коллег, контакты со СМИ и разными профсоюзными и политическими группами, координировались для уже открытого отстаивания своих прав.

Очевидно, что «виртуальные профсоюзы» в Сети еще только разворачивают свою деятельность. Все еще впереди.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow