СюжетыКультура

Блюз — это правда в музыке

Памяти Гэри Мура

Этот материал вышел в номере № 14 от 9 февраля 2011 года
Читать
Известный ирландский гитарист, вокалист и автор песен скончался в отеле испанского курорта Коста дель Сол, где находился на отдыхе с молодой подругой. Смерть его явилась полной неожиданностью для поклонников. Совсем недавно Гэри Мур...

Известный ирландский гитарист, вокалист и автор песен скончался в отеле испанского курорта Коста дель Сол, где находился на отдыхе с молодой подругой. Смерть его явилась полной неожиданностью для поклонников. Совсем недавно Гэри Мур активно работал — ездил в турне, выступил в том числе в очередной раз в Москве.

Сайт allmusic.com биографическую статью о музыканте начинает недвусмысленно: «Гэри Мур — самый недооцененный гитарист, и в плане техники, и в плане композиторских способностей». Это и так, и не так: с одной стороны, Мур — безусловно, уважаемая в рок- и блюз-среде фигура, повлиявшая на многих гитаристов. С другой стороны, широкая публика знает его не как отчаянного «металлиста»-виртуоза и не как вдумчиво-романтичного блюзмена, а как автора баллады Parisienne Walkways и поп-баллады Still Got the Blues.

Гэри Мур родился 4 апреля 1952 года в Белфасте. Играть на гитаре начал в восемь лет и, будучи левшой, всю жизнь играл как правша. В 16 лет он переехал в Дублин, где стал участником рок-группы Skid Row. Эта работа принесла ему известность, сделала профессионалом. В то же время он знакомится с басистом-вокалистом Филом Лайнотом, с которым потом играл в Thin Lizzy и дружил до смерти последнего. Хотя именно Thin Lizzy сделала Мура рок-легендой, он был таким «лабильным» участником: то уходил, то возвращался. Его первые попытки начать сольную карьеру не увенчались успехом. Но в 1979 году с выходом альбома Back on the Streets дело сдвинулось с мертвой точки: одна из композиций попала в десятку лучших синглов Британии. Эта песня — удивительная баллада Parisienne Walkways, где в части соло Мур демонстрирует сногсшибательную способность держать одну ноту на протяжении тактов двадцати.

Рубеж 70—80-х — ранний период хеви-метал. Мур, обладатель скоростной техники и мощного вокала, становится одним из самых заметных деятелей тяжелого рока. Альбом After the War 1989 года стал хитом в среде любителей такой музыки, но вот в 1990 году Мур просто прыгнул выше головы, выпустив альбом с двусмысленным названием Still Got the Blues — по словам это переводится как «У меня все еще есть блюз», по контексту заглавной песни — «Я тоскую по тебе до сих пор». Заглавная песня становится вторым мегахитом Мура, обязаловкой любого концерта. Мало того, у многих именно эта песня ассоциируется с блюзом (теперь все ресторанные лабухи знают, что именно нужно играть, когда гость заказывает блюз). Хотя это не «настоящий» блюз, но именно после успеха песни Мур вдруг начинает играть настоящий электрический блюз. Мур выступает и записывается с легендами стиля Албертом Коллинзом, Би Би Кингом.

В 1994 году Мур записал альбом с басистом Джеком Брюсом и барабанщиком Джинджером Бейкером. Брюс и Бейкер в конце 60-х играли с великим Эриком Клэптоном в трио Cream, группе, имевшей сумасшедший успех. Таким образом, Мур обрек себя на вечные сравнения с Клэптоном, поднял волну ностальгии по трио Cream и заодно оказался в центре внимания музыкальной прессы.

В конце 90-х он экспериментирует с клубными ритмами. Публика к попытке отнеслась с уважением, но больше к современной музыке Мур не возвращается. В недавних интервью он говорил, что любит и классику, и джаз, и цыганский фольклор, и даже многое из современной музыки, радовался возрождению гитарного рока и расточал комплименты Джеку Уайту из White Stripes. Однако ничего, кроме блюза, играть не хотел, потому что «все ищут правду… в музыке правда — это блюз».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow