Так уж устроен российский футбол, что многое в нем решается еще до начала сезона. Второй год подряд команда из первого дивизиона перебирается в премьер-лигу, минуя как минимум одно сезонное отборочное месиво благодаря сугубо экономическим причинам с небольшим спортивным подтекстом. Причина тому — финансовая несостоятельность многих отечественных клубов. Напомним, в прошлом году, после того как главный акционер ФК «Москва» «Норильский никель» отказался сотрудничать с командой, «горожане» вынуждены были сняться с чемпионата премьер-лиги. Освободившееся место с благодарностью в адрес Российского футбольного союза заняла владикавказская «Алания», благополучно вылетевшая из когорты сильнейших в том же сезоне.
В этом году рассматривался вопрос о снятии с розыгрыша премьер-лиги уже двух команд: подмосковного «Сатурна» и пермского «Амкара». Первая, с накопившимися долгами почти в миллиард рублей, фактически признала себя банкротом задолго до решения высшего футбольного руководства и взяла самоотвод от участия в чемпионате. Вторая, с бюджетным дефицитом почти в 300 миллионов, прибегнув к помощи администрации региона и активизировав поиски спонсоров, свое место в элите сохранила.
Но разговоры о том, что из премьер-лиги по финансовым причинам вылетит только один клуб, начались задолго до того, как упомянутые команды сообщили вышестоящим органам о своем сложном финансовом положении. А вместе с ними пошли обсуждения и единственного претендента на освободившуюся вакансию — ФК «Краснодар», клуба с частным финансированием и хорошей репутацией, занявшего 5-е место в первом дивизионе.
«Краснодар» слухи подтвердил, направив руководству премьер-лиги заявление о готовности участвовать в чемпионате. В планы «быков», как болельщики прозвали краснодарский клуб, ожидаемо вмешалась владикавказская «Алания», решившая вернуть себе место в элите. К общему собранию членов премьер-лиги, на котором принималось решение о списке участников чемпионата на 2011/12 г., интрига закрутилась до предела. С одной стороны — «Краснодар», частный клуб, принадлежащий миллиардеру, совладельцу крупнейшей в России сети супермаркетов Сергею Галицкому, с другой — «Алания», кавказская команда, руководимая президентом и известнейшим тренером Валерием Газзаевым, имеющая огромный опыт выступления в высшем дивизионе. В итоге выбор руководства лиги пал на краснодарский клуб.
О некоторых подробностях борьбы за место в премьер-лиге, неигровых «тонкостях» первого дивизиона и стратегии развития клуба, придерживающегося принципов честной игры в эпоху развитого футбольного закулисья, мы решили побеседовать с генеральным директором ФК «Краснодар» Владимиром Хашигом.
— Мы намерены оправдать авансы РФС, который оказал нам доверие и позволил выступить в премьер-лиге. Это было справедливое решение — по регламенту мы имели право занять место выбывшего «Сатурна», — уверяет Хашиг.
— В регламенте не указано, что пятая команда первого дивизиона вправе выступать в премьер-лиге.
— Но там нет и запрещающей нормы. А регламент премьер-лиги, как и законы нашей страны, можно трактовать по-разному. Главное же, что в федерации действовали согласно спортивному принципу.
— Президент «Алании» Валерий Газзаев, чья команда также претендовала на выход в премьер-лигу, выразил иное мнение: «От участия пятой, седьмой или восьмой команды первого дивизиона в премьер-лиге футбол вряд ли выиграет».
— Не хотел бы комментировать заявление Валерия Газзаева. У каждого свое мнение.
— Конкретных задач на дебютный сезон в премьер-лиге вы не ставите. Похоже, в памяти еще живы воспоминания о первой лиге, о которой бывший тренер «Краснодара» Сергей Ташуев как-то высказался: «В первом дивизионе смысл выражения «задача на сезон» приобрел уродливую форму. Такая «задача» подразумевает работу на всех направлениях, в том числе и околофутбольных».
— Нет, задача у нас существует — создать боеспособную команду, готовую достойно защищать цвета «Краснодара». Если же вы о месте в турнирной таблице, то отвечу так: мы хотим закрепиться в элите. Понятно, что замахиваться на призовые места, например, в свой первый сезон в премьер-лиге было бы нелепо. Что касается «околофутбола»… Не хотелось бы сейчас на нем концентрироваться. Вообще это не наша область. Я уже говорил в интервью «Новой», что мы избираем принцип честной игры.
— В премьер-лиге, как и в первом дивизионе, такой принцип может сослужить дурную службу. Если бы вы участвовали в закулисных играх, глядишь, и «Сатурн» не надо было бы «менять» — вышли бы в элиту со второго или первого места.
— Если мы когда-нибудь примем участие в закулисных играх, то с футболом закончим. В первой лиге мы действительно заслуживали позиции выше, при определенных обстоятельствах могли забраться в призы. Но случилось то, что случилось. Теперь наша цель — сохранить место в премьер-лиге.
— Клубы с бюджетом в 40 млн долларов, который вы озвучили в день выхода «Краснодара», за выживание не борются.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Давать сейчас обещания, которые мы можем не выполнить, неправильно, да и просто смешно. А нам бы точно не хотелось, чтобы кто-то «Краснодар» высмеивал. Надеемся, что нам за игру команды стыдно не будет.
— Наступающий сезон ввиду перехода чемпионата на систему «осень-весна» растянется на полтора года. Не многовато?
— Многовато, но нам необходимо это выдержать! Обсуждая данный вопрос на совете лиги несколько дней назад, мы пришли к единому знаменателю: нынешний чемпионат — турнир переходный; всем профессиональным командам нужно пройти этот нелегкий путь. Ведь это не навсегда, рано или поздно процесс нормализуется и систематизируется. Раз РФС принял решение перейти на новую систему, нам следует подчиниться. Предложенный календарь многих функционеров не устраивает — кому-то не нравится количество игр, кто-то недоволен выбранным временем, а кого-то расстраивает чересчур долгий перерыв между кругами. Но в целом всем нам надо осознать: издержки в процессе смены календаря неизбежны. Да, будет тяжело, но всем нам необходимо это пережить.
— Еще некоторое время назад вы входили в группу ярых противников этого перехода. Сейчас вы с ним просто смирились или осознали его необходимость?
— Больше смирился.
— Чему вашу команду научил первый дивизион?
— Если отвечать исключительно в спортивной плоскости, то, безусловно, первая лига научила конкуренции. Невооруженным глазом заметно, что уровень многих команд подравнялся — первого среди равных со стороны заметить не так просто. Нет там и какого-то безразличия — все настроены на борьбу на поле. Отдельно, правда, отметил бы низкую посещаемость игр. Видимо, сам факт присутствия на матче премьер-лиги больше привлекает поклонников. Отчасти это связано и со схемой проведения турнира низших лиг, и с качеством футбола. Еще один значимый пункт — судейство. Ясно, что в нашем футболе есть четкая градация — премьер-лига, первый и второй дивизионы. Но обслуживать все соревнования, на мой взгляд, арбитры должны одинаково качественно.
— Вынуждены вновь процитировать вашего бывшего тренера Ташуева: «Виноваты не судьи, а система».
— На мой взгляд, эта система рано или поздно изменится. Чем больше инвестиций из частного сектора придет в наш футбол, тем здоровее будет чемпионат. С улучшением благосостояния граждан, а также модернизацией материально-технической базы российский футбол изменится, вот увидите. Я бы вообще предложил не отделять футбол от страны в целом — состояние нашего спорта полностью отражает положение дел в России.
— В одном из своих интервью владелец и президент «Краснодара» Сергей Галицкий сказал: «У меня есть дорогая игрушка — футбольный клуб. Я специально ее придумал, потому что должна быть мотивация». Не переживаете, что игрушка своему хозяину со временем может надоесть?
— Надоесть? Я вам так скажу: этот человек просто-таки безмерно любит футбол! Этот клуб для него не игрушка — ребенок. Вот задумайтесь, как со своим ребенком обходятся добросовестные родители: они о нем всячески заботятся, стараясь сделать его успешным и счастливым. Считайте «Краснодар» ребенком господина Галицкого — он попытается сделать его самым успешным в стране.
— В одном из прошлых номеров «Новая» опубликовала финансовую документацию раменского «Сатурна», в соответствии с которой клуб не имел сколько-нибудь значимых активов. Что собой представляет «Краснодар»?
— Базу, восемь автобусов и технику — все это и многое другое находится на балансе клуба. Так что «Краснодар» — это не просто бренд. Хотя наличие недвижимого имущества в уставном капитале — не главное. Для нас куда важнее динамика спортивного развития «Краснодара». Хотя мы, конечно же, хотим выйти на самоокупаемость.
— И сколько же клуб способен сегодня зарабатывать?
— Пока что мы только тратим, практически ничего не зарабатывая. Но это и неудивительно, учитывая политику «Краснодара»: в прошлом году, например, наша билетная программа была бесплатной, да и продажа атрибутики больше походила на благотворительность. Но доверие от болельщиков, а вместе с тем и их финансовую помощь для начала надо заслужить. А нам пока три года, за такое время сделать клуб коммерчески рентабельным невозможно.
— Между тем за три года вы построили центр подготовки резерва и двадцать восемь его филиалов. Как вы отнеслись к инициативе РФС отменить компенсацию за игроков до 23 лет?
— Это неправильный шаг. В наших школах учатся более двух тысяч детей — это колоссальные расходы. Естественно, если вкладывать в каждого ребенка столько денег и сил, полная отмена компенсаций за воспитанника лишь отпугнет желающих инвестировать средства в детский футбол. А разве это совместимо с целью развить российский футбол?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68