СюжетыОбщество

Домодедово. 9 часов без воды в забитом людьми, прокуренном помещении

В транспортном коллапсе виновата погода, но в хаосе внутри аэропорта – люди

Этот материал вышел в номере № 145 от 24 декабря 2010 г.
Читать
«Приехали, прошли регистрацию. В накопителе куча народу и жутко накурено. Это можно сравнить с метро в час-пик, когда на одном квадратном метре стоит человек пять, сесть невозможно, каждый второй курит и бороться с ними невозможно. Я...

«Приехали, прошли регистрацию. В накопителе куча народу и жутко накурено. Это можно сравнить с метро в час-пик, когда на одном квадратном метре стоит человек пять, сесть невозможно, каждый второй курит и бороться с ними невозможно. Я обращался к сотрудникам милиции, но они в этот момент предотвращали потасовку с пассажирами «Трансаэро». Сказали, что если оттуда уйдут, будет драка. Просто люди дошли уже до точки, сидя в аэропорту с субботы, хотели получить объяснения от своего перевозчика, голодные и злые, пытались как-то угрожать представителям аэропорта».

Михаил пересказывает эту историю явно не в первый раз, но предельно эмоционально. Мы едем во вторник вечером «Аэроэкспрессом» из Домодедова в Москву. Через час круг для него замкнется: в понедельник утром он с женой и восьмимесячным ребенком приехал на тот же Павелецкий вокзал, где на стойке регистрации ему сразу сказали, что никакой информации не дадут и надо ехать в аэропорт. Там они и попали в ловушку: «Там не было никакой воды, - продолжает Михаил. - Отечественные бизнес-классы кого-то пускали к себе, а в иностранные не пускали никого. Моя супруга пошла в бизнес-класс Swiss просить принять ее потому, что ситуация была аховая – девять часов без воды с грудным ребенком. Но они отказали. Тут еще в автоматах вода закончилась.

Через девять часов сказали, что предоставят отель.

Во вторник в полдень отправился багаж, на силу отыскал свою авиакомпанию (Турецкие авиалинии), где мне сказали, что багаж неизвестно где. Через восемь часов я его получил, отстояв три очереди какие-то.

Мой рейс до сих пор не улетел и кто-то уже отказался лететь вообще, а я взял тайм-аут подумать до тридцатого числа. Перспектив правда никаких. Не знаю вернут ли деньги».

Эта маленькая драма – одна из многих тысяч. Вся страна имела возможность следить за ними в прямом эфире федеральных телеканалов. Но народ наш то ли зомбоящику не верит, то ли слишком верит в свою счастливую звезду.

По крайней мере, во вторник после обеда на Павелецком вокзале было буднично: в фойе при проходе к экспрессу в аэропорт шла регистрация на рейсы, около стоек авиакомпаний - очередь. Народ, улетающий позже, хочет узнать участь своего рейса: стоит ехать в аэропорт или сдать билеты заранее.

«Аэроэкспресс» ходит по расписанию, без сбоев. Сажусь в поезд, все спокойны и уверены: по телевизору ведь говорят, что аэропорт полностью возобновил свою работу. Подхожу к двум дамам, они настроены улететь. На сайте объявлено, к тому же в Дубаи летят. С рейсами в Эмираты, по их глубокому убеждению, задержек быть не может.

В здании аэропорта народа толпится явно больше, чем это бывает «в обычном режиме», пусть и под Новый год. Стойки регистрации работают в режиме русской рулетки: кто-то улетает сразу, а кому-то не повезло, и сидение в аэропорту продолжается вторые-третьи сутки. Паники нет, но обстановка нервная.

Узбеки, таджики, молдаване сидят здесь же на сумках дружными компаниями. Милиция прогуливается по зданию аэропорта, у лиц неславянской внешности документы проверяют еще до прохождения паспортного контроля.

Воду в центре зала аэропорта раздают сейчас всем желающим, какие-то авиакомпании обеспечивали питанием. Аэропорт не несет ответственности ни за что. Итальянцам, летящим в Турин, например, предложили гостиницу, а наши авиаперевозчики мало что предлагают.

На втором этаже аэропорта немного спокойнее, там народ что-то ест в кафе, а на полу и подоконниках спят пассажиры, похожие на гастарбайтеров.

Табло с расписание рейсов пестрит красными надписями: «Задержан», «Задержан до 29.12», «Отменен», «Совмещен рейс за 27.12». Одновременно идет регистрация на новые и новые рейсы. В накопителе, куда попадают пассажиры после прохождения процедуры регистрации, ситуация не лучше, чем та, о которой рассказал Михаил. Люди, которые уже там побывали, говорят, что воды не предоставили, бутылка колы стоит 150 рублей, (продают без кассового аппарата), эскалатор не работает, вентиляция тоже.

С получением багажа до сих пор проблемы, почти все делается вручную работниками аэропорта, хотя компьютеры давно уже работают.

Совмещенные рейсы авиаперевозчики придумали на скорую руку, чтобы отправить хоть кого-то из пассажиров отмененных рейсов. Например, израильская авиакомпания «El Al» создала временный тандем с «S7» и отправила совместный самолет в Тель-Авив, но такое возможно, только если места не полностью выкуплены. По общему ощущению, иностранные авиаперевозчики вообще как-то быстрее решают проблемы с отмененными рейсами, поэтому вылетают чаще, чем наши отечественные.

Самолет «Трансаэро», правда, уже улетел полупустой, но дополнительно никого не взяли. Билеты, говорят, надо сдавать и покупать уже у них.

С обменом или сдачей билетов вообще все сложно, на стойках авиаперевозчиков хором говорят, что сдавать билеты надо там, где вы их покупали. В самой проигрышной ситуации оказались те, кто летит по путевкам от турагентств.

Подхожу к девушкам, которые ждут приглашения на регистрацию, оказалось приехали только что. Одна из девушек, Анастасия, рассказывает, что ее родители два дня назад не смогли улететь в Лилль из Шереметьево, застряли в накопителе. Там был сущий ад, не было никаких необходимых вещей, не говоря уж о памперсах для детей. «Мы знали куда едем. Еда, вода, спальники с собой. Ну, улетим не сегодня, улетим завтра или послезавтра. По ощущениям пока все не так страшно».

Самое неприятное, что авиаперевозчики продолжают врать пассажирам, говоря, что самолеты улетают. Нет абсолютно никакой информации о задержанных и отмененных рейсах, а их общее количество только увеличивается.

Так что коллапс – он тоже прежде всего в головах. Никакая погода не могла помешать сотрудникам аэропорта или авиакомпаний поставить кулер с водой в накопителе или временно запретить курить в помещении, где полно детей, в том числе грудных. Не зря глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко уже заявил о возбуждении 14 дел. И это, по идее, только начало, ведь счет нарушениям прав потребителей шел и все еще идет на десятки тысяч.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow