СюжетыОбщество

Оркестр надежды под управлением рокера

За один вечер Юрек Овсяк шутя собирает 15 миллионов долларов. Поляки обожают его за это

Этот материал вышел в номере № 145 от 24 декабря 2010 г.
Читать
Молодые поляки лучше знают, кто такой Юрек Овсяк, чем как зовут президента или премьер-министра. Еще в конце 90-х молодежь поставила его в ряду нравственных авторитетов на второе место — сразу после Иоанна Павла II. Вряд ли перегну палку,...

Молодые поляки лучше знают, кто такой Юрек Овсяк, чем как зовут президента или премьер-министра. Еще в конце 90-х молодежь поставила его в ряду нравственных авторитетов на второе место — сразу после Иоанна Павла II.

Вряд ли перегну палку, если предположу, что он воспитал для Польши поколение достойных людей. Ответственных, толерантных, способных сопереживать. Пусть не целое поколение, но существенную его часть.

Ему уже за пятьдесят, пухловатое лицо, стрижка «ежик», чуть заикается, в нелепых очках… И как-то по-клоунски одет — вряд ли тянет на портрет молодежного вождя. Но он и не считает себя вождем. Юрек — дирижер Большого оркестра рождественской помощи, самой популярной неправительственной организации Польши. По опросам, рейтинг доверия ей составляет 88%. Этот фонд финансирует пять национальных программ детского здравоохранения, каждый год проводит тематические кампании по сбору средств на покупку оборудования для детских больниц. Тема наступающего года — лечение почечных заболеваний. До этого были детская кардиохирургия, диагностика и лечение новорожденных, спасение детей с врожденными дефектами, помощь детям, пострадавшим от несчастных случаев на дорогах… С момента создания в 1993 году этот фонд собрал для детских больниц Польши 110 миллионов долларов.

Поляки знают, что 9 января, как обычно во второе воскресенье года, увидят на улицах молодых людей с красными картонными кружками-копилками для сбора денег. В нынешнем году созданы полторы тысячи штабов на местах, в них записались 120 тысяч молодых добровольцев, отлиты 35 миллионов алых значков-сердечек, которые вручат каждому, кто пожертвует сколько-нибудь денег. Вся Польша смотрит праздничное шоу Большого финала по второму каналу телевидения. Сотни концертов, миллионы зрителей перед экранами телевизоров и соперничество: кто соберет или даст больше денег. В эти часы люди не только отдыхают, но ощущают национальную гордость.

Как рассказал Юрек, началось все случайно, стихийно, «когда наступила демократия». В одной из его передач выступили врачи и рассказали, что клинике кардиохирургии варшавского Центра детского здравоохранения не хватает оборудования для спасения жизни детей. Просили граждан помочь и… диктовали шестнадцатизначный номер счета. Юрек воскликнул: «Люди! Мы обязаны что-то сделать!» И предложил слушателям, если кто хочет, присылать деньги почтой в конверте ему на радио. А он передаст.

Надо заметить, что Овсяк вел программы о роке, андерграундной музыке и его поклонниками были отнюдь не состоявшиеся отцы семейств, а юная публика с ирокезами и дредами, пивом и «травкой».

В первом присланном белом конверте с портретом Шопена лежали бумажки старых злотых, в переводе на доллары — десять центов. Но скоро ящик стола наполнился конвертами. Хотя денег в них было мало, он все же принес их в фонд помощи больницам. Там поблагодарили со снисходительной улыбкой. Юрек «завелся».

После этого случая его пригласили вместе с врачами в рождественскую программу на телевидении, где в прямом эфире он обратился к своим фанатам. С нее-то все и пошло. Телевидение — великая сила, если его правильно применить. За один вечер собрали злотых на миллион двести тысяч долларов. Добровольцы ходили по улицам с авоськами, набитыми деньгами. Это потом придумали красочные коробки-копилки.

Тот первый благотворительный финал в программе Юрека Овсяка готовился как одноразовое событие. Никто не ожидал такого финансового результата. Собранные деньги гласно распределили между больницами детской кардиохирургии. После этого событие приобрело общенациональный характер.

— Мы преодолели барьер недоверия. Движение разрасталось лавиной, и сегодня мы собираем в Большом финале по пятнадцать миллионов долларов.

— В чем секрет? Ты когда-то работал психологом…

— Я не Кашпировский, у меня нет способности к гипнозу. Просто мы обращались к людям на человеческом языке. Говорили честно и открыто. Добровольцы — это ребята 16—18 лет. Мы дали им возможность взять на себя ответственность. За собранные деньги, за жизнь и здоровье малышей.

По завершении сбора добровольцы должны самостоятельно вынуть деньги из кружки, пересчитать и перевести на счет оркестра. За это они получают всего лишь открытку с благодарственной надписью: «Твое сердце полно рок-н-роллом и любовью».

Сборы денег в кружку — уже не единственный источник наполнения фонда. По мере роста популярности появилось много других. Известные люди дарят подарки, которые потом в прямом эфире идут с молотка. «Порше» актрисы Агаты Кулеши ушел за 80 тысяч долларов, прогулка на подлодке — за 10 тысяч, за столько же — гитара Карлоса Сантаны, шлем гонщика «Формулы-1» Фернандо Алонсо. Мяч Ежи Дудека — за две тысячи.

Во дворе офиса Большого оркестра рождественской помощи стоит настоящее артиллерийское орудие.

— Подарок от армии. Пока не нашелся покупатель. Вот был истребитель «МиГ», тоже от армии. Так его, в конце концов, купила охранная фирма и взяла себе девиз: «Мигом будем у вас!»

Брошенные в кружки-копилки золотые цепочки, кольца и серьги переплавляются в золотые номерные сердечки, которые тоже продают на аукционах в прямом телеэфире. Для людей бизнеса это реклама. В этом году двести таких сердечек по четыре грамма проданы за 300 тысяч долларов.

Бюджет фонда прозрачен. Каждый год его проверяет независимая аудиторская компания под надзором министерства внутренних дел, а финансовый отчет публикуется в прессе. Оборудование для больниц покупают по тендеру с привлечением группы экспертов-медиков. Тендер освещается в СМИ.

— То есть с налоговой проблем не возникает?

— Раньше случались, потому что законы были нелюдские. Ведь с этих денег люди уже уплатили налоги. С 2005 года польское законодательство приведено в соответствие с европейским, и теперь проблем нет.

— Ты сказал вначале: «Когда наступила демократия». Это обязательное условие?

— Без демократии, открытости, гласности люди, и особенно молодежь, не поверят, что кто-то бескорыстно делает добро, что, если у человека много денег, он не обязательно вор, и если я собираю деньги, то не для того, чтобы украсть.

Овсяк олицетворяет все, что молодежь безуспешно ищет во взрослых. Его принципы: честность, правда, логика. И еще: «Я не лезу в твои дела и ничего не заставляю делать», «не хочешь делать вместе со мной — не мешай». Ему чужда политика, и его жизнь — в музыке: классический рок, панк, фолк, регги, джаз.

— О Вудстоке 69-го в Польше почти ничего не писали, и я знал о нем по «вражьим голосам». А был воспитан на роке, создал для себя сказку, мечту о гражданской республике. В 94-м был на ремейке Вудстока в Америке, сделал о нем большой репортаж, после чего мы решили проводить у себя такие фестивали. Это как бы награда нашим добровольцам за зимнюю работу по сбору денег. Совершенно бесплатно и в огромной компании на открытом воздухе послушать любимые группы.

Первый фестиваль «Остановка Вудсток» состоялся в 2005 году. Сейчас они проходят каждый год в конце июля в Костшине над Одрой, и на них выступают несколько десятков польских и зарубежных рок-групп.

Академия самых изящнейших искусств — это важнейшая часть «Остановки Вудсток». Там люди из власти, журналисты, звезды ведут открытые дискуссии между собой и с молодежью. О вере, правде, мечтах, приключениях и массе самых разных захватывающих вещей.

В длинном списке известных людей, которые участвовали в дискуссиях академии, — Лех Валенса, Тадеуш Мазовецкий, Анджей Вайда, Ежи Бузек…

На фестиваль Овсяк хочет позвать далай-ламу. Уже направил ему приглашение вместе с рекомендацией Леха Валенсы.

— Не боитесь реакции Китая?

— Не думаю, что из-за нас случится польско-китайская война, а остальное не важно. Очень хотели бы пригласить Михаила Горбачева, если бы он смог. С ним связан тот самый поворот в нашей истории, когда человеческое стало возможным.

С Россией сейчас у польской молодежи контактов мало, и это плохо, считает Юрек.

— Здесь почти не знают ни российских рок-групп, ни благотворительных движений помощи детям… Было бы здорово, если бы они на нас вышли и приехали на фестиваль.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow