СюжетыПолитика

Встречают по обложке

Книга «Шаймиев без цензуры» насторожила книготорговцев и руководителей СМИ в Татарстане

Этот материал вышел в номере № 143 от 20 декабря 2010 г.
Читать
Гляжу в книгу, вижу интригу. Еще не отбыл наказание в колонии Ирек Муртазин, автор книги «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана», а журналист Андрей Морозов написал еще одну несанкционированную книжку про Минтимера Шаймиева. Как...

Гляжу в книгу, вижу интригу. Еще не отбыл наказание в колонии Ирек Муртазин, автор книги «Минтимер Шаймиев: последний президент Татарстана», а журналист Андрей Морозов написал еще одну несанкционированную книжку про Минтимера Шаймиева.

Как и Ирека Муртазина, никто его писать не просил. Ни партия, ни правительство, ни общество книголюбов. Снова какая-то самодеятельность. Снова ни с кем не согласованная попытка отделить политические мифы от реальности, а Шаймиева — от восхваляющих его СМИ.

Андрей Морозов в 90-е годы издавал и редактировал газету «Казанскiй телеграфъ», а ныне проживает в Санкт-Петербурге. Там, на безопасном расстоянии, он и издал свое исследование о политике Минтимере Шаймиеве (заметим, типографии дружественных Казани столиц — Йошкар-Олы и Чебоксар — печатать книгу отказались). Книга построена на высказываниях первого президента Татарстана, сделанных им в разные годы, и коротких комментариях автора. Эти комментарии никакой цензуре не подвергались, и на радостях журналист озаглавил книгу — «Шаймиев без цензуры» (ладно хоть не «Шаймиев без охраны»).

Пугающего названия на обложке хватило для того, чтобы в нескольких книжных магазинах Казани с Морозовым сдержанно попрощались еще до того, как он закончил фразу: «Я хочу вам предложить…» Полистать его книгу никто не решился. Лишь в одном магазине, большом и солидном, творческая встреча автора с книготорговцами несколько затянулась.

— Вдруг отнеслись ко мне очень благожелательно, — рассказывает Андрей. — Говорили, что очень хотели бы продавать книгу: «Купят, мы знаем… Но вы же понимаете, у нас у всех семьи… Нам могут позвонить, могут сказать…» Для себя попросили несколько экземпляров. Сказали: «Это же интересно. По обложке видно».

Морозов признается, что, читая выступления и доклады своего героя, он часто видел в них совсем не то, о чем с восторгом писали официальные СМИ. Отсюда и его комментарии без лести и комплиментов.

Эти комментарии Морозова Шаймиеву вряд ли понравятся. «Журналисты тоже не ангелы, — высказался он однажды в интервью, — они могут снабдить мои слова искаженными комментариями. Однако я считаю, что не допустил ни одной крупной ошибки, за которую нужно публично раскаиваться».

Точны ли оценки журналиста Морозова в отношении безупречного политика Шаймиева или не очень — в любом случае это все-таки редкое для здешних мест независимое мнение, а не привычные аплодисменты в зале. Ведь, как пишет автор во вступлении к книге, «с середины 90-х годов президент Татарии все больше стал напоминать священную корову: все, что бы он ни говорил и ни делал, уже не подлежало никакому сомнению».

Вступление у книги Андрея Морозова есть, а послесловия нет. Так же, как не было его и у книги Ирека Муртазина, своеобразное послесловие к которой написал следователь прокуратуры. Но за книгой «Шаймиев без цензуры» следователю-литературоведу, чего доброго, придется ехать в Москву. Ближе на прилавках книжных магазинов он ее не найдет.

Никакие казанские СМИ не сообщили о выходе новой книги о Минтимере Шаймиеве, хотя Морозов чуть ли не во все местные редакции выслал PDF-версию. Лишь одно издание прислало ему ответ с обещанием напечатать рецензию.

Минтимер Шаймиев уже не президент, официальной цензуры в республике нет (последний цензурный комитет был создан указом Шаймиева в дни ГКЧП и даже не успел приступить к работе на благо народа), однако между автором и читателем при необходимости всегда можно воздвигнуть стенку. На фундаменте демократии, разумеется.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow