СюжетыПолитика

Полоний — в Страсбурге

Чего добивается вдова Александра Литвиненко и кто ответит на ее вопросы

Этот материал вышел в номере № 142 от 17 декабря 2010 г.
Читать
На этой неделе наметилось движение по весьма чувствительному для российских властей делу четырехлетней давности — убийству в Лондоне Александра Литвиненко. Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению жалобы его вдовы...

На этой неделе наметилось движение по весьма чувствительному для российских властей делу четырехлетней давности — убийству в Лондоне Александра Литвиненко. Европейский суд по правам человека приступил к рассмотрению жалобы его вдовы Марины, получившей после обретения британского подданства имя Мария Анна Картер.

В понедельник суд отправил представителю России письмо, в котором сообщил о сути жалобы и поставил вопросы, ответы на которые следует представить в течение трех месяцев.

Вдову Литвиненко в суде представляет лондонская адвокатская контора Christian Khan, специализирующаяся на защите представителей уязвимых групп, политических процессах и спорах с государством. Адвокаты этой фирмы известны в Великобритании делами в первую очередь против полиции.

Жалоба поступила в Европейский суд еще в мае 2007 года и касалась обстоятельств загадочной смерти бывшего офицера КГБ СССР и ФСБ России, подполковника в отставке, 44-летнего Александра Литвиненко в Лондоне 23 ноября 2006 года.

Известность ему принесла пресс-конференция в ноябре 1998 года, на которой Александр вместе с другими офицерами ФСБ публично заявил о получении приказа совершить убийство предпринимателя Бориса Березовского. В тот момент директором ФСБ был Владимир Путин. В марте 1999 года Литвиненко был заключен под стражу по обвинению в превышении должностных полномочий. Путин в этом же месяце стал совмещать и должность секретаря Совета безопасности России. Через 6 месяцев Литвиненко предъявили новое обвинение, а еще через полгода — третье.

В октябре 2000 года, будучи под подпиской о невыезде, он покинул Россию и в 2001-м получил политическое убежище в Великобритании. В 2002-м российский военный суд провел судебное заседание по его уголовному делу в отсутствие подсудимого и приговорил к 3,5 года лишения свободы.

В Англии Литвиненко опубликовал книгу «ФСБ взрывает Россию», в которой обвинил российские власти в совершении терактов, включая взрывы многоэтажек в 1999 году в преддверии второй чеченской войны. Во второй книге «Лубянская преступная группировка» он описывал коррупцию и преступления внутри ФСБ. В частности, он обвинял тогдашнего президента Владимира Путина в связях с организованной преступностью и в участии в финансовых махинациях в бытность заместителем мэра Санкт-Петербурга.

В октябре 2006 года владелец частной охранной фирмы бывший сотрудник ФСБ Андрей Луговой приезжал в Лондон со своим помощником Дмитрием Ковтуном. 26 октября они встретились с Литвиненко в баре Итсу на площади Пикадилли. Позже в этом заведении британские криминалисты обнаружили следы высокорадиоактивного материала полоний-210.

25 и 26 октября эти трое встретились еще раз в баре одного из отелей «Шератон». Следы полония-210 были позже обнаружены и в номере Андрея Лугового в этом отеле.

31 октября Луговой вновь был в Лондоне и снова встречался с Литвиненко за чаем. На чайной ложке позже эксперты обнаружили крайне высокое содержание полония.

На следующий день, 1 ноября, Александру стало плохо, и он умер через три недели в лондонской больнице от острого лучевого поражения. Судебные медики установили, что он принял внутрь смертельную дозу полония-210.

Вдова Литвиненко приводит также ссылки на медицинские документы, указывающие, что она сама получила облучение через своего мужа, что повысило риск развития у нее онкологического заболевания.

В ходе расследования британская полиция обнаружила следы полония в двух самолетах авиакомпании British Airways, на которых летал Андрей Луговой в Лондон в октябре, а также в местечке в немецком Гамбурге, где он останавливался на пути в Англию.

В декабре того же года представители Скотланд-Ярда после запроса о содействии в расследовании даже допрашивали Лугового и Ковтуна в Москве.

В мае 2007 года прокурор Англии и Уэльса сделал заключение, что представленных полицией доказательств достаточно для предъявления обвинений Андрею Луговому в убийстве Александра Литвиненко путем умышленного отравления. Тогда же суд Лондона выдал санкцию на арест Лугового, а МИД Великобритании направил России запрос об экстрадиции обвиняемого. В июле того же года Генпрокуратура России отказала в запросе, сославшись на конституционный запрет выдачи российских граждан.

Все это время в России шло параллельное расследование смерти Литвиненко. В апреле 2007 года группа следователей даже посещала Лондон, допросив в том числе Бориса Березовского.

После того как Луговой в Москве дал пресс-конференцию, на которой отрицал свою причастность к гибели Литвиненко, и, в свою очередь, обвинил того и Березовского в работе на английские спецслужбы. ФСБ и Генпрокуратура возбудили уголовное дело о шпионаже, а Луговой вскоре был избран депутатом Госдумы по партийному списку ЛДПР. Статус депутата дал ему неприкосновенность от уголовного преследования.

Вдова Литвиненко при подготовке жалобы инициировала заключение специалиста в области физики, советника палаты общин парламента Великобритании, профессора Домбея. Он указал, что 97% всего мирового полония-210 вещества производится в ядерном центре в Сарове Нижегородской области. В заключении указывается, что Россия коммерчески реализует полоний-210 и есть возможность его приобрести в объеме 20 пикограммов за раз в специально упакованном контейнере. Однако для причинения смерти взрослому мужчине нужно выпить не меньше 270 тысяч таких контейнеров. Эксперт делает заключение, что при наличии жесткого государственного контроля за оборотом полония-210 было бы невозможно произвести такое его количество без ведома или как минимум молчаливого согласия российских властей. «Если материал был произведен в России, следовательно, российское государство или его представители должны отвечать за отравление Литвиненко», — делает вывод профессор.

Марина Литвиненко предполагает, что Россия в этом деле нарушила право на жизнь и «запрет бесчеловечного обращения» в отношении Александра Литвиненко. Также заявительница утверждает, что власти допустили бесчеловечное обращение с ней самой и ее сыном (из-за получения дозы облучения и в связи с переживаниями по поводу болезни и смерти супруга и отца).

Европейский суд, изложив суть претензии, потребовал от властей России ответить, признают ли они выдвинутые обвинения. Кроме того, суд интересуется, был ли допрошен Андрей Луговой по делу о смерти Литвиненко, были ли образцы полония-210, обнаруженные следователями в Великобритании, сличены с образцами вещества российского производства. Также Страсбургский суд спрашивает, искали ли во время следствия по этому делу полоний-210 в доме, автомобиле и офисе Андрея Лугового, были ли опрошены чиновники, ответственные за производство, хранение и распространение полония, и не была ли обнаружена утечка полония из производственных и складских помещений в лаборатории, где он производился.

У правительства России запрошено уголовное дело по факту смерти Литвиненко. При этом оговаривается, что из документов, содержащих государственную тайну, следует убрать всю «чувствительную информацию», но краткое изложение их содержания все же необходимо представить.

Готовить ответ суду будет Министерство юстиции России, которое уже запросило соответствующие сведения в Генпрокуратуре и Следственном комитете.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow