СюжетыОбщество

Как спасали Роспудскую долину

Глас народа, даже совсем небольшой его части, в Европе слышен хорошо, потому что к нему лучше прислушаться

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
Эпопея с Химкинским лесом напомнила мне историю, которая не один год была темой вопросов и ответов в пресс-центре Еврокомиссии в Брюсселе, споров в Европарламенте и европейских СМИ. Год назад в ней поставлена точка. В конце 1990-х, еще до...

Эпопея с Химкинским лесом напомнила мне историю, которая не один год была темой вопросов и ответов в пресс-центре Еврокомиссии в Брюсселе, споров в Европарламенте и европейских СМИ. Год назад в ней поставлена точка.

В конце 1990-х, еще до вступления Польши в ЕС, родился проект скоростной автомагистрали «Виа Балтика». Она соединит Старую Европу с новыми членами ЕС и далее через паром с Финляндией.

Кто ездил по этому пути, знает, что самые большие проблемы — в Польше. Там нет ни одной автострады, которая бы пересекала страну, а по упомянутому маршруту — только узкие и изрядно разбитые шоссе.

«Виа Балтика» пройдет от германской системы автобанов через Польшу к литовской границе и дальше через три страны Балтии до Таллина. То есть объект общеевропейской стратегической важности.

Но вскоре выяснилось, что польские проектировщики запланировали рокаду вокруг города Августов в сторону Сувалок и Литвы через долину реки Роспуда. А там уникальная экосистема с богатыми флорой и фауной лесами, торфяниками, болотами. Она внесена в список природного богатства Европы «Натура-2000». Разрезать Роспудскую долину пополам — значит уничтожить эту экосистему.

За нее вступились ученые, общественники из «зеленого движения», а когда Польша в 2004 году вступила в ЕС, то и Еврокомиссия. Брюссель предложил Варшаве подумать над альтернативными вариантами. Речь шла о 40 километрах дороги.

В 2006 году «Газета Выборча» собрала 150 000 подписей своих читателей в защиту уникальной долины. Постепенно было мобилизовано общественное мнение по всей Польше, разгорелась широкая общественная дискуссия, но ничто не могло сломить волю тогдашнего правительства Ярослава Качиньского. Он дал зеленый свет строительству рокады через Роспуду.

Активисты «зеленого движения» разбили палатки в долине, чтобы помешать бульдозерам. Правительство, часть прессы и население города Августов обвинили их в «экотерроризме».

30-тысячное население Августова, через который в сторону литовской границы ежедневно проходит около семи тысяч большегрузных фур, мечтало поскорее избавиться от этого кошмара. Горожанам наплевать было на лес и болота.

Польшу поддержало и правительство Литвы, которое уже имело план строительства литовского участка трансъевропейской автострады.

В марте 2007 года, через месяц после начала работ, когда страсти накалились до предела, Еврокомиссия объявила семидневный ультиматум Варшаве. Брюссель возбудил срочную процедуру против Польши в суде Европейского союза в Люксембурге, что грозило ей огромными штрафами. Варшава в ожидании его решения вынуждена была приостановить едва начатые работы.

Премьер-министр Качиньский заверил тогда, что это временно. «Мы выиграем процесс», — с уверенностью сказал он. «Мы не можем позволить терроризировать себя маленькой группе экологов», — вторил ему вице-спикер польского сейма. Министр экологии уверял общественность, что вносить изменения в проект уже поздно.

Жители Августова, возмущенные демаршем Брюсселя, вышли на улицы и, требуя продолжения стройки, на полсуток перекрыли шоссе, которое сейчас служит главной артерией между Польшей и Прибалтикой.

Качиньский решил провести референдум в Августове, чтобы по просьбе населения возобновить работы.

Перетягивание каната продолжалось до парламентских выборов, на которых победила оппозиция. Новое правительство решило пересмотреть проект, вызвавший столько полемики.

В марте прошлого года вице-премьер Гжегож Шетина объявил, что рокада пройдет в обход заповедной долины и будет открыта в 2013 году. Эксперты изучили три возможные альтернативы, не нарушающие законодательство ЕС, и предложили самый дешевый и наименее болезненный из них: проложить дорогу западнее, через сельскохозяйственные угодья Рачки. Правительство утвердило его, обещав разумные компенсации фермерам за отчуждаемые земли. Европейская комиссия отозвала иск из Люксембургского суда.

Жители Августова поворчали, не очень довольные новой отсрочкой строительства долгожданной объездной трассы. А сельскохозяйственный профсоюз Рачек грозил подать в суд с требованием вернуться к прежнему проекту. Фермеры считают, что леса и болота Роспуды не ценнее их домов и полей. Мол, эксперты, написавшие доклад правительству, «подкуплены экологами». Но в Европе это звучит неубедительно: дом строится быстро, человек может поменять профессию или место жительства, а девственную природу восстановить невозможно.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow