СюжетыОбщество

Пока президент ничего не сказал, я буду верить, что Химкинский лес жив

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
Трасса Москва — Санкт-Петербург будет проложена через Химкинский лес. Об этом вчера заявил вице-премьер Сергей Иванов. Решение приняла межведомственная правительственная комиссия. Для возобновления строительства трассы нужно только решение...

Трасса Москва — Санкт-Петербург будет проложена через Химкинский лес. Об этом вчера заявил вице-премьер Сергей Иванов. Решение приняла межведомственная правительственная комиссия. Для возобновления строительства трассы нужно только решение президента.

По словам Иванова, такое решение комиссия приняла «исходя из комплекса всех факторов: транспортного, экономического, социального, юридического и вопроса времени строительства». Иванов сообщил, что трасса будет построена к 2013 году. По его словам, комиссия рассматривала и альтернативный вариант (не уточняется какой. — Е. К. ), но он мог бы быть построен только к 2017 году.

Иванов пообещал, что вместо вырубленных 100 гектаров леса будет высажено 500. Кроме того, Министерство природных ресурсов РФ предлагает придать Химкинскому лесу статус особо охраняемой территории. Также министр природных ресурсов Трутнев отметил, что Химкинский лес сейчас находится «в крайне запущенном состоянии»: «В лесопарке зафиксировано порядка 50 несанкционированных свалок мусора».

Губернатор Московской области Борис Громов заявил, что он удовлетворен решением правительства о возобновлении строительства трассы. Также, не дожидаясь решения президента, губернатор заявил, что строительство трассы должно возобновиться 15 января.

Медведев

По словам пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, Дмитрий Медведев считает, что проект строительства трассы Москва — Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно.

По словам Тимаковой, Медведев уверен, что изначально при обсуждении проекта по строительству трассы через Химкинский лес никак не учитывалось мнение общественности.

Также Тимакова заявила: «Кроме того, изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к московскому правительству».

Строители

Заказчик трассы — Росавтодор, кажется, абсолютно не сомневается в будущем решении президента. Уже 1 декабря Росавтодор объявил тендер на 1,12 млрд руб. на «подготовку территории» к строительству будущей трассы с 15-го по 58-й км (именно этот участок, согласно утвержденному проекту, проходит через Химкинский лес. — Е. К. ). Фирма-подрядчик должна перенести несколько газо- и нефтепродуктопроводов, проложить связь. Согласно «Ведомости объемов работ» планируется вырубка 25 592 деревьев.

Вскрытие конвертов с заявками состоится 31 декабря. Комиссия по рассмотрению заявок соберется 12 января 2011 года, а 13 января будет определен победитель тендера.

Защитники

— Мы будем ждать слов Медведева, — говорит лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. — Президент должен сообщить о принятом решении, не прячась за спинами Иванова и Тимаковой. По его решению будем судить о реальном отношении власти к народу. Химкинский лес стал лакмусовой бумажкой, на которой уже многое проявилось и многое что проявится. И Медведеву стоит помнить, что в 2012 году мы тоже будем принимать решение.

— Мы будем продолжать бороться в любом случае, — говорит Евгения. — Это такой момент истины: или мы граждане, или быдло.

Эксперты

После обсуждения проблемы Химкинского леса в Общественной палате была начата общественная независимая экологическая экспертиза. В комиссию вошли специалисты НИИ транспорта и дорожного хозяйства, экономфака, геофака и биофака МГУ, Института лесоведения РАН, а также представители WWF и Greenpeace. Экспертную комиссию возглавила зампредседателя Национальной экологической аудиторской палаты, заслуженный эколог России Тамара Владимировна Злотникова. Комиссия работала два месяца, результаты экспертизы должны быть озвучены 20 декабря в Общественной палате. Но уже сейчас члены комиссии говорят, что вариант трассы, проходящий через лес, признан комиссией «абсолютно неприемлемым». Взамен комиссия предлагает 10 (!) альтернативных вариантов, «разработанных технически и финансово — с минимизацией убытков».

Тамара Владимировна Злотникова: «Правительство поторопилось. Они продавливают этот вариант, но мы надеемся на победу экологической безопасности и здравого смысла над экономическими интересами отдельной группы лиц. Это не голословное утверждение — есть схема, которая показывает участников этой цепочки, и есть официальная антикоррупционная экспертиза, которая называет конкретные имена. Мы озвучим это 20 декабря. И мы действительно готовы предложить 10 разработанных вариантов, которые сохраняют Химкинский лес. В том числе — вариант с расширением Ленинградки и Новокуркинской магистрали, который также потребует убрать грузопотоки, которые идут в Москву, — то, чем сейчас занимается Собянин. И это очень реальный вариант.

К сожалению, решение правительства по Химкинскому лесу не стало для меня неожиданным. Происходит ужасающая деградация экологического законодательства… Еще 15 лет назад строительство трассы через Химкинский лес вообще нельзя было обсуждать. Ни по Земельному, ни по Лесному кодексу это было бы просто невозможно. Страшно смотреть, как зеленый пояс Москвы, существующий с 30-х годов, который в советское время сохраняли от любой застройки, сейчас уничтожается чиновниками-однодневками».

Михаил Блинкин, член комиссии и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, утверждает: «Принято ошибочное решение. И поспешное.

Если с Бусиновской развязки (начало трассы.Е. К. ) мы смотрим в сторону Питера, видим водную гладь — канал имени Москвы. При любом варианте трассы надо строить мост. Мост строится три года. А плоскостной участок трассы — хоть через Химкинский лес, хоть в обход леса — строится в один строительный сезон. Зачем начинать строительство с участка, который упирается в никуда? Давайте строить мост и за эти три года нормально проработаем второй, третий, двадцать пятый вариант. Почему начали стройку с этого, самого проблемного места, я искренне не понимаю. Нам же не в Химкинский лес на прогулку сходить, а до Питера доехать. И это не экстремистская, а чисто инженерно-техническая точка зрения».

Хочется упомянуть еще об одной экспертизе, которую, похоже, правительственная комиссия не рассматривала. Специалисты Центра ТИ-Р*, проводившие антикоррупционный анализ проекта строительства трассы, заявили о «потенциальном конфликте интересов» министра транспорта Игоря Левитина, курирующего проект трассы. «Это означает, что у одного и того же лица есть два интереса, в случае столкновения которых есть потенциальный риск коррупционной угрозы, — объясняет директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. — У нас нет данных, что это произошло, но есть данные, что это могло произойти». Дело в том, что министр транспорта Игорь Левитин также возглавляет совет директоров ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». А значительная часть трассы Москва — Санкт-Петербург совпадает с проектом платной скоростной магистрали МКАД—Шереметьево-3. «Совпасть» двум проектам позволяет именно прохождение через Химкинский лес: трасса в этом месте отчетливо изгибается. Центр ТИ-Р заключает: «При участии в принятии решения о варианте строительства трассы Левитин мог руководствоваться не только общественной пользой трассы, но и коммерческими интересами ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». То есть, принимая решение о вырубке Химкинского леса, не ясно, чьи интересы министр поставил во главу угла.

Заказчиком строительства является Росавтодор. Но и тут имеется потенциальный конфликт интересов. Олег Шахов, ранее возглавлявший Росавтодор, с 2009-го является генеральным директором ОАО «ГипродорНИИ». Именно это ОАО проводило «изыскательные работы» и являлось основным разработчиком проекта трассы. «Это обстоятельство свидетельствует о наличии потенциального конфликта интересов у Шахова при принятии решений о выборе варианта строительства трассы и возможном конфликте интересов у сотрудников Росавтодора, ранее работавших под руководством Шахова, при принятии решений о заключении договоров с ОАО «ГипродорНИИ», ныне возглавляемом Шаховым», — заключает Центр ТИ-Р.

От себя

Я 3,5 года занимаюсь темой Химкинского леса. За это время я пережила два задержания и два десятка задержаний моих друзей, разрыв связок шейного отдела позвоночника, 6 допросов, покушение на моего друга и коллегу Михаила Бекетова, на моего знакомого Константина Фетисова, смерть коллеги Анатолия Юрова. Написала более 80 текстов. Несколько раз редакция из соображений безопасности запрещала мне ездить в Химки. Что сказать теперь?

Не говорить же в сто первый раз, что правительственная комиссия не могла принять другого решения, так как глава правительства Владимир Владимирович Путин в ноябре 2009 года лично подписывал распоряжение о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности? Что за последние годы в Химках уничтожены все (ВСЕ) независимые СМИ, а количество избитых активистов и журналистов перевалило за второй десяток? Что не в далекой Кущевской, а здесь, в 50 километрах от Москвы, существует анклав беззакония и страха? Вот и не скажу.

Сейчас все ждут заявления самого президента. Я тоже жду. Но боюсь, это заявление он будет делать из Кремля.

Мы видим Медведева то в полях, то в море, то в Сколкове, то в Силиконовой долине. В Химках мы его еще не видели. Мне кажется, Дмитрию Анатольевичу стоит доехать до Химок.

А я помогу составить маршрут

Дмитрий Анатольевич, в Химках есть микрорайон Старбеево. Там 2 года и 1 месяц назад главреда Химкинской правды Михаила Бекетова нашли лежащим в замерзшей крови. Его убивали. Он выжил, потеряв правую ногу, три пальца и способность говорить. Сейчас он учится ходить заново — на протезе. Я думаю, что Бекетов имеет право первым от вас услышать: «Мужик, извини, но все было зря». Потом имеет смысл доехать до Юрия Гранина и Юрия Слюсарева, которых избили металлической трубой, в результате чего их газета «Гражданский форум» перестала существовать. Потом съездить на могилу к главреду «Гражданского согласия» Анатолию Юрову — он недавно умер от рака, но до этого пережил три нападения и получил десять ножевых ранений. На обратном пути в Кремль можно заехать в больницу к химкинскому активисту Константину Фетисову. Поговорить не получится: он до сих пор в коме, но жена и сын дежурят там почти постоянно. Если Константин очнется, они передадут ему ваши слова.

А потом уже можно делать заявление на всю страну.

* АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Р» — российский филиал Transparency International, неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow