СюжетыПолитика

Новые «кадеты»

В минувший понедельник в Москве состоялся учредительный съезд «Партии народной свободы»

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
Одними из первых на съезд коали-ции «За Россию без произвола и коррупции», проходивший в корпусе «Гамма-Дельта» гостиницы «Измайловская», приехали активисты «России молодой» во главе с Антоном Демидовым — преемником Максима Мищенко. В 9.30...

Одними из первых на съезд коалиции «За Россию без произвола и коррупции», проходивший в гостинице «Измайловская», приехали активисты «России молодой» во главе с Антоном Демидовым — преемником Максима Мищенко. В 9.30 перед входом в гостиницу уже стояли около 60 румоловцев с плакатами «Оранжевый дурман, вали за океан!» и Welcome to American show.

Участники акции скандировали: «Чемодан, вокзал, Америка!» У крыльца стояло несколько десятков картонных ведер с попкорном. Им всех желающих угощали человек в костюме Микки-Мауса и еще дюжина молодых людей с мышиными ушами на голове. Стенд с изображением «квартета» Касьянов — Милов — Немцов — Рыжков на фоне флага США и надписью «100% American product» предельно ясно объяснял позицию прокремлевской «молодежки».

Начало съезда коалиции, образованной в сентябре, задержали на 20 минут: сопредседатели движения готовили заявление по поводу беспорядков на Манежной площади 11 декабря: «Годами замалчиваются сложные проблемы в сфере межэтнических отношений, — зачитал лидер лишенной регистрации Республиканской партии Владимир Рыжков. — Правоохранительные органы безосновательно отпускают на свободу подозреваемых в убийствах. Милиция и ОМОН не в состоянии обеспечить порядок в самом центре российской столицы». От лица квартета Рыжков заметил: добиться эффективной миграционной политики в рамках существующей политической системы невозможно.

Председатель Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов заметил: «Последний независимый опрос показал, что за Путина сегодня готовы голосовать 25% россиян. Не 75%, не 45%, а 25%. Конечно, еще есть любители вместе с ним вставать с колен. Но за последние пять лет страну подвели к черте, за которой — пропасть. События на Манежной площади это показали».

Лидер «Демократического выбора» Владимир Милов, к воодушевлению гостей, сказал как отрезал: «Мы представляем собой единственную на сегодняшний день профессиональную альтернативу действующей власти» — и накидал камней в огороды других оппозиционных структур, заявив, что их программные заявления — это либо «набор сервильных утверждений о том, что они всецело согласны с правительством», либо экзотика типа «раз у нас плохая политическая система, надо хотя бы дома и дороги строить», либо и вовсе «мрак и ужас» с национализацией частной собственности и плановой экономикой.

Борис Немцов уделил внимание вопросу вечных разногласий между демократами: «Несмотря на возгласы скептиков, мы каким-то чудесным образом договорились и действуем — вы удивитесь! — без единого конфликта. Хотя у демократов так не принято, как вы знаете», — поделился он своей радостью.

«Наши противники, — заявил Немцов, — это холуи, подхалимы, воры, коррупционеры и прочие негодяи. То есть наши противники — это партия «Единая Россия» и ее лидер. Наш противник — фашизм, которым Россия беременна. И борьба с ним будет ключевым направлением нашей деятельности».

Коалицией была представлена емкая редакция партийной программы. Все четыре лидера движения отметили, что недостатка в подробных материалах для работы нет. Существуют достаточно объемные программы, как у РНДС, и даже чересчур объемные, как подготовленные для «Солидарности» «300 шагов к свободе» Милова. Немцов рассказал о четырех ключевых моментах, которые должны быть отражены в документе: «депутинизация» (отставка правительства Путина, расследование его деятельности, люстрация), народовластие (то есть возвращение выборов), борьба с криминалом и европейские стандарты жизни.

Свое 20-минутное выступление Немцов завершил с пафосом: «Наше дело правое. Вперед, к победе! Все будет хорошо. А им будет плохо!»

Квартет «отстрелялся» — начались выступления делегатов и гостей съезда. Публика заскучала. Политолог Георгий Сатаров пообещал партии поддержку от имени правозащитников: «Вчера состоялся в некотором смысле революционный форум правозащитников (имелся в виду прошедший накануне Гражданский конституционный форум. — Н. Г.). Революционный в том смысле, что правозащитники потеряли девственность. До этого они в большинстве своем держались подальше от политики. Путинский режим сам вытащил их из окопов».

Валерия Новодворская нашла что ему возразить: «Я выступаю, видимо, от лица тех правозащитников, которые сохранили девственность — и в прямом, и в переносном смысле. Не приносите в жертву народу вечные демократические ценности. Вы создаете партию для того, чтобы у людей было какое-то представление о добродетели. Чтобы народ проголосовал, его надо просветить. Обычный народ может собраться на Красной площади и кричать: «Россия для русских!» Такой народ нам не нужен».

Активист иркутской «Солидарности» Сергей Беспалов, в отличие от квартета, уверенного в поддержке коалиции значительным количеством людей (по их подсчетам, более 20 млн человек), дал не лучшую оценку ситуации в регионах. «У нас говорят: «А что, Немцов еще что-то делает в политике?» Милова все называют Миловым. А про Рыжкова и вовсе забыли».

После обеденного перерыва утвердили и приняли резолюции о задачах и программе коалиции, о грядущих думских и президентских выборах. Зарегистрировали 169 делегатов. Наконец, единогласным решением была создана новая политическая организации со сложным названием — «Партия народной свободы «За Россию без произвола и коррупции».

На пресс-конференции Борису Немцову подарили книжку о «Партии народной свободы» — партии конституционных демократов начала прошлого века. Полистав ее, политик заявил: «Я потрясен актуальностью программы «кадетов». Второй пункт: свобода совести и вероисповедания. Церковь должна быть освобождена от государственной опеки. Пункт третий: свобода слова и печати, полное упразднение цензуры. Четвертое: свобода собраний, союзов и обществ без предварительного на то разрешения. Статья 31-я, видите? Я считаю, что судьба нашей партии будет успешнее, чем судьба тех «кадетов».

Первая задача нынешних «кадетов» — набрать требуемые 45 тысяч членов для регистрации. База для этого есть: в 2007 году в рядах РНДС Касьянова состояли более 50 тысяч человек, а на момент закрытия Республиканской партии Рыжкова Минюст признал законно состоящими в организации 43 тысячи человек.

Сопредседатели новой партии убеждены, что, когда весной будущего года они подадут в Минюст документы на регистрацию, они столкнутся с большими проблемами. В то же время они считают, что власть только подтвердит нелегитимность выборов, если не допустит к ним «Партию народной свободы» при соблюдении ею всех требуемых при регистрации процедур. Несмотря на это, политический аппетит новых «кадетов» серьезен. Михаил Касьянов сказал «Новой», что семипроцентный барьер — не планка для партии. «25% населения, симпатизирующего нам, — это не несколько мест в Думе. 7% — это 35 мест в Думе. 20% — это 150 мест. И это уже все. Конец «вертикали».

Летом, если к этому времени лидеры не разойдутся в интересах, они намерены выбрать единого кандидата для участия в президентских выборах 2012 года. Пока они обещают друг другу вместе войти в команду победителя партийных праймериз.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow