СюжетыОбщество

Пей до дна кювета

В Татарстане катастрофически обострилась проблема бытового пьянства

Этот материал вышел в номере № 141 от 15 декабря 2010 г.
Читать
Сразу скажем, что на вопрос: «Что делать с водкой?» — ответа пока не найдено. Так же, как и на вопрос: «Что делать без нее?» Первым вопросом в очередной раз озаботилось правительство Татарстана. Второй вопрос иногда (и ненадолго) возникает...

Сразу скажем, что на вопрос: «Что делать с водкой?» — ответа пока не найдено. Так же, как и на вопрос: «Что делать без нее?»

Первым вопросом в очередной раз озаботилось правительство Татарстана. Второй вопрос иногда (и ненадолго) возникает у местных жителей.

Сначала о жителях. В поселке Алабакуль хорошо сидела за столом компания, не представляющая, что делать без водки: муж с женой и их квартирант. Около полуночи, когда водка кончилась, хозяева пошли в магазин за очередной бутылкой, а квартиранта оставили с двухмесячным ребенком. Ребенок, видимо, плакал и действовал квартиранту на нервы, и он нанес ему несколько ударов по голове (позже судебные медики зафиксировали у младенца перелом черепа). Вернувшиеся родители обнаружили на полу мертвого ребенка, отец схватил железную трубу и огрел ею собутыльника. Того увезли в реанимацию…

Теперь о правительстве. За полтора месяца до этой трагедии прошло заседание правительства Татарстана, где было с тревогой отмечено, что каждый пятый-шестой житель республики — бытовой пьяница. За последние пять лет потребление алкоголя здесь увеличилось на 19 процентов. Пить, правда, стали не больше, чем в среднем по России, а как раз столько же. Но ведь с учетом мусульманских традиций должны бы пить поменьше. «В татарской семье никогда отец за столом не пил водку с сыном: не положено было, — напомнил присутствовавший на заседании президент республики Рустам Минниханов. — Элементарные нормы приличия должны сохраниться. У нас вообще такой проблемы не должно быть, а сегодня спиваются и женщины, и дети, и целые деревни».

Как водится, обсудили возможные меры, в основном ограничительного характера. Однако нетрудно заметить, что меры по ограничению продажи алкоголя всегда входят в противоречие с мерами по более энергичному продвижению спиртного в народ. В этой связи вспоминается еще одно заседание местного правительства, проведенное три с половиной года назад. Оно было посвящено увеличению объема реализации алкогольной продукции «Татспиртпрома». И вот как отражалась тогдашняя проблема доступа населения к местной водке на сайте Министерства финансов республики: «Как сообщил глава кабинета министров Республики Татарстан, по итогам пяти месяцев 2007 года в 14 районах республики зафиксировано снижение продаж алкогольной продукции местного производства. В 680 населенных пунктах республики отсутствуют точки продаж алкогольной продукции… Он также отметил, что сегодня в 16 районах республики нет фирменных магазинов сети «Арыш Мае», в которых реализуется алкогольная продукция производства «Татспиртпрома».

Теперь эти точки и фирменные магазины, надо полагать, присутствуют? Ведь общее потребление алкоголя, как мы уже говорили, заметно возросло.

В том сообщении Минфина уточняется, чем было вызвано беспокойство тогдашнего главы кабинета (а эту должность занимал нынешний президент): «По мнению Рустама Минниханова, эти факты могут свидетельствовать о том, что население пьет либо самогон, либо фальсифицированный алкоголь, тем самым нанося серьезный вред своему здоровью».

То есть с расширением сети фирменных водочных магазинов «Татспиртпрома» фактически велась борьба за нанесение менее серьезного вреда здоровью населения. Замысел понятен: раз уж все равно пьют, пусть пьют то, от чего дуреют так же, но болеют меньше. А заодно пусть пополняют поступления в бюджет от продажи спиртного. Не случайно на том совещании 2007 года напомнили, что «Татспиртпром» занимает в республике третье место по объемам налоговых платежей.

Сейчас Рустам Минниханов активно призывает население заниматься спортом. В Татарстане заметно расширяется сеть спортивных сооружений, но путь до винного магазина все же короче, чем до спортзала, даже если за водкой идти зигзагами.

Пьянство стало нормой жизни, а норма выпивки произвольно пересматривается самими же пьющими в сторону увеличения. К алкоголикам снисходительно относятся уже и врачи-наркологи. Так, в Атнинском районе республики прокуратура обнаружила, что врач-нарколог выдал справку о допуске к управлению транспортными средствами человеку, которого сам же ранее поставил на учет с диагнозом «хронический алкоголизм». И тот получил водительское удостоверение. В общем, пей до дна — до дна кювета.

В Татарстане, повторяем, пьют, как и в среднем по России, — это 9,2 литра абсолютного алкоголя на душу населения. В таких случаях говорят, что выпитое делят на все население, даже на грудных младенцев. Как ни удивительно, грудничкам иногда и в самом деле перепадают какие-то граммы. В Набережных Челнах в Дом ребенка был помещен двухмесячный младенец. Его забрали у сильно пьющей матери, которую в судебном порядке лишили родительских прав. То, что произошло в дальнейшем, не укладывается ни в какой протокол: спасенный от матери-алкоголички малыш под присмотром государства через два месяца умер от острого спиртового отравления. В его крови обнаружили 4,8 процента спирта — этого, говорят, хватило бы, чтобы свалить с ног здорового мужика.

Следствие долго отрабатывало вроде бы надежную версию: кто-то из работников Дома ребенка дал младенцу глотнуть спиртного, чтобы он успокоился и заснул. Однако расследование уголовного дела пока ни к чему не привело: подозреваемые всё отрицают. Неужели четырехмесячный малыш сам себе налил и выпил, пока никто не видел?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow