Напомним, журналист «Жуковских вестей» Анатолий Адамчук заявил, что в ночь с 7 на 8 ноября его избили неизвестные, похитив флешку с редакционными материалами. На следующий день областное ГУВД объявило, что журналист сам себя заказал, а затем предоставило видеозапись с допроса, на котором 19-летний Денис Клоков и 18-летний Александр Киселев признаются, что получили от Адамчука 1000 рублей за эту «услугу».
Есть основания полагать, что все произошедшее – не просто идиотская инициатива журналиста, охочего до славы, а запланированная провокация, в которой участвовала администрация города, руководство Московской области и, возможно, федеральные структуры.
Газета и город
Газета «Жуковские вести» — единственное независимое в городе и крайне авторитетное издание. Выходит раз в неделю, по вторникам, 32 полосы. Самоокупаема. На 100-тысячный город имеет 13 тысяч (!) тиража, который расходится полностью. Газета существует 19 лет и пережила трех мэров, ни разу не «прогнувшись». Нынешний, четвертый, мэр Александр Бобовников занимает свою должность уже третий срок. Последние выборы мэра, состоявшиеся 1 марта 2009 года, ознаменовались странными явлениями. Территориальный избирком ночью окружил ОМОН. Комиссия заседала сутки, в течение которых 7000 голосов были признаны недействительными и результаты выборов поменялись в пользу Александра Бобовникова. В тот же день мэр провел инаугурацию. Горожане ответили 5-тысячным митингом протеста. (Еще раз — в стотысячном городе на площадь перед администрацией вышли 5 (!) тысяч человек.) И газета «Жуковские вести» были в центре событий — репортажи, расследования, показания сотрудников территориального избиркома, участие в судебном процессе о фальсификации.
Сам Жуковский — город особенный. Более 80% взрослого населения — люди с высшим образованием, город внесен в Книгу рекордов Гиннесса по количеству Героев (СССР и России) на душу населения. Доверие жуковчан завоевать очень непросто. У «Жуковских вестей» это получилось. Более того — редакцию «Жуковских вестей» без преувеличения можно назвать центром общественно-политической жизни Жуковского, а бессменный главред издания Наталья Знаменская — одна из самых влиятельных и популярных людей в городе.
Цена вопроса
Год назад конфликт администрации с газетой обострилась до максимума. Газета встала на защиту Жуковского, или Цаговского*, леса — местной рекреационной зоны, десятую часть которой планируется вырубить под дорогу к Летно-исследовательскому институту им. Громова. Это строительство имеет федеральный статус — в будущем планируется использовать ее как определяющую часть инфраструктуры будущего Национального центра авиастроения (НЦА), в который должны быть объединены местные авиационные предприятия. Стоимость строительства 7-километровой дороги составит 17 миллиардов рублей. 4 млрд уже выделены. Срок строительства дороги — до 2012 года. На строительство и организацию НЦА, обязательной частью которого станет данная дорога, планируется выделить без малого 4,4 млрд, но уже долларов.
Дорогу не повели в обход леса. Администрация Жуковского утверждает, что во всех остальных случаях произошло бы серьезное удорожание проекта (то есть еще дороже, чем 2,5 млрд за километр). При этом на официальном сайте будущего НЦА была приведена карта, согласно которой прямо посреди Цаговского леса, там, где пройдет шоссе, будет построен «Многофункциональный комплекс НЦА»: четырехзвездочная гостиница, офисы, ресторан, бассейн и прочие необходимые для авиастроения службы…
Возмущение местных жителей не заставило себя ждать. Пикеты, митинги, скандальные общественные слушания, сбор подписей. Были предложены альтернативные варианты дороги. При организационной помощи «Жуковских вестей» был создан Общегородской гражданский экологический форум, в который наравне с местными жителями входили экспертное сообщество и представители администрации. Заседания ОГЭФ проходили по средам в здании редакции.
Характерной историей стали «списки Аубакирова». В «Жуковские вести» читатели передали якобы разработанный в администрации сценарий общественных слушаний по строительству дороги. Согласно сценарию, тогдашний зам мэра по строительству Борис Аубакиров должен был объявить, что неизвестной «инициативной группой» собрано 6000 подписей в поддержку трассы. Газета сценарий опубликовала и попросила Аубакирова подписи предъявить. На слушаниях Аубакиров под роспись передал Знаменской несколько сотен листов. И Знаменская эти подписи начала публиковать в газете. Тут же выяснилось, что жуковчане, чьи подписи стояли в аубакировских списках, действительно подписывались, но совсем за другие вещи — против фальсификации на выборах, например, или вообще в школьных журналах. Редакцию засыпали письмами и звонками. Номера со списками и опровержениями от жуковчан расходились влет. Через несколько месяцев Аубакаров ушел в отставку.
Администрация боялась митинга, назначенного на 14 ноября. На конец ноября запланированы очередные слушания с участием проектировщиков, «Мосавтодора», правительства области и администрации Жуковского. Участники проекта хотят ознакомиться с мнением местного населения. Не решены ключевые вопросы по строительству НЦА. Но главное – кажется, после истории с выборами мэра жуковская власть не чувствует себя легитимной.
Адамчук
Адамчук появился в редакции в июле этого года. Появился на лесной теме — заявил, что со школьниками патрулирует Цаговский лес, чтобы не допустить пожаров. Между делом рассказал, что журналист, работал на ОРТ и «Эхе Москвы». «Жуковские вести», как любая газета небольшого города, испытывала постоянный кадровый голод, и Знаменская предложила Адамчуку работу.
Адамчук взял часть темы по Цаговскому лесу и полностью — ЖКХ. Был готов работать много и оперативно, охотно брал на себя чужие обязанности, однажды даже попытался в отсутствие Знаменской сверстать и выпустить номер. Себя он называл «федеральным журналистом». По словам коллег, его амбициозность носила почти болезненный характер.
Сейчас выясняется, что Адамчук успел по душам переговорить со всеми сотрудниками редакции — от ведущих журналистов до верстальщиков. Новый в редакции человек, он буквально шокировал коллег абсолютной информированностью о личной жизни и материальных проблемах каждого из сотрудников. Основной месседж Адамчука был такой — вокруг Цаговского леса и строительства дороги идет высокая политическая игра, в которой Знаменская не может обеспечить ничью безопасность. Большинство сотрудников Адамчука «послали» — они много лет работали со Знаменской и верили ей абсолютно.
Но двое молодых журналистов (их объяснительные есть в редакции «Новой»), недавно появившиеся в «Жуковских вестях», к Адамчуку прислушались. Пару раз поговорив с ними по душам, Адамчук начал откровенное запугивание — заявил, что в курсе дружбы этих журналистов с националистами, и пообещал «в случае чего» сообщить об этом «своему куратору». Сказал, что «очаг экстремизма» внутри редакции газеты приведет к ее закрытию и к непредсказуемым последствиям для этих двух журналистов. Потом обнаружилось, что Адамчук то и дело писал на диктофон разговоры внутри редакции…
Забегая вперед — эти двое знали о том, что Адамчук готовит нападение на себя. Хотя вроде бы «до конца» не верили. По их словам, Адамчук мотивировал необходимость избиения тем, что «голову все равно кому-нибудь в редакции проломят», а, сымитировав нападение, он обезопасит остальных. Также Адамчук говорил, что он сам «заказан» и такая инсценировка спасет его. Именно эти два журналиста сыграли ключевую роль в распространении информации об избиении — один, имея предварительную договоренность с московскими блогерами о немедленном перепосте, сразу вывесил информацию в блог. Другой от имени газеты «взял» на себя комментарии федеральным СМИ после «избиения» Адамчука, заявив об абсолютной поддержке «Жуковскими вестями» журналиста…
Двое молодых сотрудников боялись за себя. Но почему остальные сотрудники ничего не сообщили Знаменской? Сейчас они рассказывают, что разговоры Адамчука просто никто не воспринимал всерьез. Сотрудники газеты списывали это все на пьяный бред.
Почему ничего не заметила опытный редактор Знаменская? Она признается, что была очень занята — в середине октября в редакцию пришли претензии от Федеральной антимонопольной службы. Газетой был нарушен порядок размещения рекламы, штраф может составить от 700 тысяч до 3,5 миллиона рублей — огромные деньги для газеты.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Сейчас всплывают все новые подробности из жизни Адамчука до «Жуковских вестей». В 90-е Адамчук работал на ОРТ в группе журналистов, которых привел Доренко. В августе 1997 года он участвовал в громком скандале — в составе съемочной группы ОРТ он дважды незаконно пересек белорусско-литовскую границу. Журналисты были задержаны. И Адамчук покаялся перед Лукашенко, объяснив, что к незаконному пересечению границы его вынудила собственная телекомпания… Также Адамчук работал военкором в Чечне — сначала от ОРТ, потом от «Эха Москвы». Там он прославился интервью с похитителем людей, которое его же коллеги потом назвали подставным. Затем он несколько лет жил в Зеленограде под чужим именем и, рассказывая историю про погибшую в Чечне беременную жену, умудрился занять значительную сумму денег.
Является ли Адамчук профессиональным, штатным агентом? Возможно, нет. Но что неуравновешенного, пьющего и крайне амбициозного человека вполне профессионально вели и инструктировали, у меня лично сомнений не возникает. Вспомним хотя бы его потрясающую информированность о личных делах сотрудников.
Расследование
Расследование по нападению на Адамчука вело (и, кажется, ведет — дело еще не закрыто) местное Жуковское ОВД. Милиция проявила чудеса оперативности — если в 10 утра 8 ноября дело еще не было возбуждено, то уже в 6 часов вечера дознаватели доложились о раскрытии в ГУВД Московской области. На изучение входящих-исходящих звонков, установление и допрос подозреваемых, снятие показаний уличных видеокамер, выезды на место преступления и формирование общей рабочей версии ушло менее 8 часов.
Начальник штаба Жуковского ОВД Олег Аманович Омарбеков признается, что версию фальсификации следствие отрабатывало с самого начала.
Милиция пошла на беспрецедентный шаг — были опубликованы видеозаписи допроса подозреваемых. По своему опыту общения с сотрудниками правоохранительных органов могу сказать, что милиционер скорее отгрызет себе руку, но не позволит не то что снимать — даже разговаривать с фигурантами незакрытого уголовного дела. Между тем видеозапись допроса «нападавших» на журналиста появилась на всех федеральных каналах. Олег Аманович пояснил мне, что решение о съемке и публикации допроса принималось непосредственно начальником ГУВД Московской области.
Далее. Знакомые Дениса Клокова (тот самый, кого Адамчук просил организовать нападение) рассказывают, что Денис задерживался жуковской милицией по легким наркотикам. В городе считают, что он сотрудничал с милицией. Как это можно проверить? Обычно добровольные «сотрудники» используются не только в качестве агентов и информаторов, но и в качестве понятых. Легко проверить, насколько часто имя Дениса встречается в протоколах. Подчеркиваю: это предположение. Но вот факт — на занятиях в ПТУ Дениса охраняют двое мужчин. Денис пояснил мне, что это оперативники, и отказался говорить на тему «избиения» Адамчука: «Иначе проблемы будут и у меня, и у вас».
Помимо рекордно коротких сроков расследования о возможной предварительной осведомленности милиции говорит следующее. Омарбеков заявил, что через суд затребует распечатку разговоров Адамчука. Не звонков — они уже есть в милиции, — а разговоров. То есть телефон Адамчука стоял на предварительной прослушке?
Милиция заявила, что дело будет переквалифицировано по статье «Ложный донос». Сейчас сотрудники Жуковского ОВД расследуют, не участвовала ли в провокации редакция «Жуковских вестей» и Знаменская в частности.
Итоги
Мэр Жуковского Александр Бобовников уже выступил по местному телевидению с призывом к «обманутым, обдуренным жуковчанам» не участвовать в митинге, чтобы не мараться в истории с Адамчуком: «Люди, которые заставляют Адамчука и ему подобных себя по морде бить, делают это для того, чтобы столкнуть общество с властью и получить дестабилизацию. Не участвуйте в этой грязи…»
12 ноября к Знаменской в редакцию подъехал высокопоставленный чиновник администрации – «на разговор». Заявил, что он лично «непосредственно участвовал во всем этом». Но якобы сейчас «принято решение» газету не мочить — уголовное дело должно свернуть в сторону от редакции «Жуковских вестей». То есть милиция не будет настаивать на связи Адамчука и редакции. Но чтобы «свернуть» уголовное дело, потребуется помощь некоторых людей, которым впоследствии может потребоваться помощь самой газеты. И газета должна эту помощь оказать. Еще разговор шел о совместных интересных проектах газеты и администрации.
Знаменская от «помощи» отказалась, пояснив, что газета останется независимой и будет по-прежнему бороться за лес.
Через несколько часов после этого разговора зам мэра по работе с общественностью и СМИ Евгений Солодилин сказал мне, что следствие сейчас активно отрабатывает причастность редакции к провокации.
Мне показалось, что Солодилин говорит о газете как о еще не побежденном, но уже раненом враге. «Практически все население газету знает. И газета по своей истории всегда являлась оппозиционной. Ну то есть руководство города по стратегическому, экономическому планированию знает, что тот вариант (имеется в виду дорога. — Е. К.) будет лучше. А население, которое немножко неспециалист, начинает немножко протестовать. А газета играет на сложных вопросах — и всегда на стороне населения! Понимаете? И мне это очень не нравится».
Солодилин говорил о безуспешных попытках наладить с газетой мирный диалог: «Я не раз разговаривал с Натальей Анатольевной, и она иногда выслушивали мою точку зрения. Но очень редко. А ведь с помощью ресурса газеты «Жуковские вести» можно бы сделать такой проект! Такую популярность газеты воссоединить с администрацией».
Но теперь, по словам Солодилина, после истории с Адамчуком, поддержка газеты администрации может и не понадобится: «Теперь уже мы подумаем, хотим ли сотрудничать».
Многоходовая дискредитация — действительно эффективный вариант.
Можно предположить, что сейчас в Жуковском обкатывается новый способ борьбы с независимыми региональными изданиями, маленькими, но сильными городскими газетами. Эксперты свидетельствуют: таких газет в России осталось не больше 50.
* ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского. К его территории примыкает лесной массив.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68