СюжетыПолитика

Русский мат

Ультраправые пытаются застолбить себе место в меняющейся политической ситуации

Этот материал вышел в номере №№ 124—125 от 8 ноября 2010 г.
Читать
Днем 4 ноября, несмотря на пасмурную промозглость, в Люблине, на юго-восточной московской окраине, собралось тысяч пять весьма радикальных националистов. Данные ГУВД Москвы в этом случае справедливые. Разговоры о 15 тысячах пришедших —...

Днем 4 ноября, несмотря на пасмурную промозглость, в Люблине, на юго-восточной московской окраине, собралось тысяч пять весьма радикальных националистов. Данные ГУВД Москвы в этом случае справедливые. Разговоры о 15 тысячах пришедших — явные фантазии.

Ультраправые не были очень расстроены, что им дают маршировать именно в Люблине: в прошлом году в этом районе была актуальна тема послечеркизовской торговли, с этого лета они активно борются с планами строительства мечети в Текстильщиках, а Текстильщики недалеко от маршрута марша.

Марш прошел

В лидерах и участниках знакомые всё лица. Впереди «Славянской силы» (новый бренд недавно запрещенного «Славянского союза») — Дмитрий Демушкин и герой весенних публикаций «Новой» Портос. От ДПНИ в основном светился Александр Поткин, хотя он вроде как давно ушел с руководящих позиций своего движения.

От «Русского образа» — Дмитрий Тараторин, братья Евгений и Михаил Валяевы, Илья Горячев и другие. От остатков «Памяти» — экзальтированный фюреролюбитель Георгий Боровиков.

Были также полковник Владимир Квачков и его соратники с флагами «Союза десантников» и «Народного ополчения Минина и Пожарского», немногочисленные «православные хоругвеносцы», «Сопротивление» и пара маленьких наци-групп.

В отличие от прошлого года, марш милиция охраняла не так впечатляюще. Вместо вертолета над «Русским маршем» летали вороны, машины ОМОНа в ходе всего действа находились в поле зрения, но в контакте с митингующими не было ни одного сотрудника в экипировке «космонавта».

Можно предположить, что это попытка перезагрузки новым мэром порядка проведения политических акций. Я бы не сказал, что в данном случае эксперимент прошел хорошо.

По ходу шествия помимо неоригинальных, стандартных и скучных вариантов скандирования «За Русь!» слышались и коллективные матерные, к тому же явно подстатейные вопли, оскорбляющие мусульман, евреев и всяких «других» — таких в прошлом году в Люблине было куда меньше. «А ну-ка, давай-ка, у***вай отсюда! Россия — для русских, Москва — для москвичей!» — одно из самых спокойных скандирований (остальные «Новая» приводить не будет). Ну и без «зигования» шествие не обошлось.

Прохожие в недоумении отшатывались от толпы, орущей такое. Милиция эти крики не пресекала, зато методично выдергивала и уволакивала тех, кто по ходу шествия зажигал пиротехнику.

Странно бездействие организаторов марша. «Русский образ» раньше был щепетилен к тому, чтобы на его мероприятиях не было явно уголовных призывов. Поткин уже получил полтора года условно за свое выступление на «Русском марше»-2007. На нынешнем митинге с трибуны он говорил, что входит в число организаторов мероприятия, и непонятно, зачем ему понадобилось становиться рецидивистом. «Славянский союз» Демушкина запретили совсем недавно. Видимо, ему не лень походить по судам и за «Славянскую силу».

После марша был митинг, технически плохо подготовленный. От дождя аппаратура то шипела, то отрубалась. Нормально я смог расслышать выступление Поткина о том, как «вся Европа с надеждой смотрит на Россию, в которой начнется возрождение белой расы», и Квачкова, прошедшегося по «жидам в Кремле». Участникам марша своих вождей под дождем не очень интересно было слушать, они постепенно расходились. Сдерживающим фактором было только то, что в конце митинга выступал вокалист пресловутой группы «Коловрат» Денис Герасимов. С нескольких попыток ему настроили аппаратуру, и он пробренчал под гитару четыре песенки о том, как он любит Русь. Митинг кончился.

Место марша

Еще когда в прошлом году я делал репортаж с марша в Люблине и концерта «Коловрата» на Болотной площади, было ощущение, что ультранационалисты — довольно большая, но закупоренная субстанция, «далекая от народа».

В этом году — то же самое. Людей было точно не больше, чем на двух прошлогодних мероприятиях, вместе взятых. Может быть, меньше. Типажи — привычные. Экзальтированные неряшливые пенсионеры, люмпенского вида бритоголовые 20—30 лет, какие-то совсем дети, некоторое количество нормально выглядящей молодежи и людей среднего возраста, некоторое количество ряженых «под Русь» слегка безумного вида.

Национал-патриотизм в таком расистском варианте, как пропагандируют собравшиеся на «Русский марш», обществу не нужен. Активизировавшийся в последнее время «Народный собор» и формирующаяся партия «Родина: здравый смысл» держат дистанцию от большинства тех, кто 4 ноября гулял в Люблине. (Хотя у «Народного собора» некоторые пересечения, безусловно, есть.)

Когда «Русский марш» только появился в 2005 году — это было во многом неожиданное явление. Первые марши были одними из самых динамичных и массовых политических акций в Москве.

Но за последнее время появилось много разных движений, делающих яркие и довольно массовые акции на улице. А организаторы «Русского марша» продолжают крутить всю ту же порядком износившуюся шарманку. Если в следующем году 4 ноября ультраправые будут выглядеть так же, их главное за год мероприятие будет таким же отстойным, как и первомайские шествия КПРФ (туда, кстати, тоже куча людей приходит).

Несмотря на явный запах нафталина, пять тысяч человек, готовые полдня мокнуть под дождем бесплатно, — это много. Пусть, кроме себя, они никого не представляют.

«Наши» могут свезти на свой «Русский марш» хоть 20 тысяч человек, хоть 200 — всем понятно, чего это стоит. Причем во всех смыслах лучше всех — администрации президента. В этом году на своем «Русском марше» на набережной Тараса Шевченко они декларировали поддержку Сергею Собянину и заявили, что «готовы бороться с беззаконием». В пресс-релизе «Наших» написано, что мероприятие проводилось при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Конечно, это ни в коей мере не альтернатива, не «перехват инициативы» у тех, кто маршировал в Люблине явно не по разнарядке.

Так что «настоящий» «Русский марш» в свете приближающихся парламентских выборов может стать привлекательным приобретением. Ведь его лидерам тоже хочется свою краюшку хлеба из «Глобус гурмэ». Они надеются вписаться в какой-то более цивильный политический дискурс, что могло бы помочь продвижению их идей.

Марш на продажу

Похоже, сейчас готовятся торги. «Русский образ» и ДПНИ до нынешнего марша подписали соглашение о сотрудничестве в отеле «Мариотт», пресс-конференция «Русского марша» прошла в также пафосном Гостином Дворе. Притом, что у них безалаберно получается набирать небольшие деньги на многочисленных наци-заключенных, эти мероприятия выглядит как адресно проплаченные кем-то со стороны.

ДПНИ всё пытается подружиться со «Стратегией-31», засветиться в химкинских противостояниях, попиариться на проблемах архитектурного облика Москвы и отставке Лужкова. Евгения Валяева из «Русского образа» недавно приглашали в Общественную палату, на сайте «Русский обозреватель» среди авторов — и люди «Русского образа», и политтехнологи единороссов.

Лозунги, декларировавшиеся к «Русскому маршу», — эклектика из Бориса Немцова и Владислава Суркова. Национализм — якобы крайне полезен для модернизации, а также нужно вернуть демократические свободы, разобраться с деятельностью центров «Э». И вообще, в Европе, мол, много парламентских националистических партий.

На пресс-конференциях националистов всё гладко, всё в рамках права и «уважения» Конституции. А вот матерный марш показал, что на самом деле думают соратники ультраправых лидеров, пытающихся изобразить из себя рукопожатных политиков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow