СюжетыПолитика

Долларовая революция

Этот материал вышел в номере №№ 124—125 от 8 ноября 2010 г.
Читать
Экономический триллер — это тот же хичкоковский саспенс, только нагнетается не экранными злодеями, а ожиданиями резких перемен в собственном кармане. Поэтому он куда драматичнее. Приближение заседания Федеральной резервной системы (ФРС),...

Экономический триллер — это тот же хичкоковский саспенс, только нагнетается не экранными злодеями, а ожиданиями резких перемен в собственном кармане. Поэтому он куда драматичнее. Приближение заседания Федеральной резервной системы (ФРС), решения которого в Москве стали известны 3 ноября в 21.15, стараниями самозваных и реальных финансовых аналитиков превратилось в пиршество любителей триллеров. Главный мотив — предстоящее драматически резкое увеличение выброса на рынок долларов. Логика такая: экономика США явно тормозит в своем оживлении, безработица остается на опасном не только для экономики, но и для политики уровне — 9,6%, цены растут медленнее, чем ожидалось, грозя по японскому образцу сорваться в дефляцию, лишая стимулов производителей, потребительская активность все равно остается низкой. Выход — новые доллары, которые должны оживить продажи и которые появятся не за счет снижения ставки ФРС, она и так практически на нуле с декабря позапрошлого года, а за счет программы выкупа собственных долговых обязательств с рынка. Этой логикой ФРС и руководствовалась. Масштаб выброса долларов оценивался аналитиками по-разному. Назывались цифры 1,5 и даже $2 трлн, ФРС же выбрала осторожный маршрут: объявлено лишь о $600 млрд.

Первый вопрос: почему выбран такой вариант? ФРС исходила из правила Гиппократа: в экономике тоже главное не навредить. Положение было сочтено не настолько тревожным, чтобы распечатывать второй антикризисный пакет — напомню, в конце 2008 года, на пике финансового кризиса, ФРС провела скупку казначейских обязательств и ипотечных ценных бумаг на $1,7 трлн. Есть и еще одно обстоятельство: вслед за ФРС решения выносят Европейский центробанк, Банк Англии и Банк Японии. Если бы ФРС пошла на долларовую революцию, другие регуляторы должны были бы делать то же самое со своими валютами, и риски на валютных рынках множились бы.

Второй вопрос: каковы последствия реальной политики ФРС в отличие от прогнозной? На рынке, конечно, одномоментно $600 млрд не появятся, как не появились бы и прогнозные триллионы долларов. В любом случае выброс должен быть растянутым и дозированным, чтобы регулятор успел отреагировать на последствия. Но в прогнозном варианте более вероятно появление новых пузырей — соответственно, больше риски возвращения кризиса. Естественно, выше и скорость обесценения доллара.

Что произойдет теперь? ФРС выбрала тактику мелких шагов, слово за рынком. Фондовый рынок США в преддверии решения ФРС рос. На само решение ФРС он отозвался вежливым приподыманием. Но если рынок сочтет смягчение денежной политики недостаточным, рост прекратится. Доллар вслед за решением ФРС слегка похудел, хотя, скорее всего, в его динамике радикальных перемен не произойдет. Разговоры о его 20-процентной девальвации, доносившиеся с Уолл-стрит вместе с прогнозами о триллионных интервенциях, так разговорами и останутся.

Третий вопрос: что следует из всей этой истории для России? Россия — страна революций. И долларовая революция ей бы весьма пригодилась. Все просто: за падением доллара (а в случае триллионных выбросов это более чем вероятно) последовал бы существенный рост цены на нефть. Это давно проверенный способ страховки от валютных рисков. На волне ожиданий долларовой революции и нефтяные аналитики инвестбанков, и шейхи заговорили о том, что «справедливая» цена нефти на 2011 год будет никак не ниже $100 за баррель. Тут на память приходит расчет Алексея Кудрина: российский бюджет на 2011 год оказывается бездефицитным при $109.

Увы, хотя нефть и подросла, но совсем не так, как могла бы. ФРС не стала расстилать скатерть-самобранку для российского бюджета. Российским политикам придется решать головоломную задачу: готовиться к циклу думских и президентских выборов на фоне отказывающихся по щучьему, то есть фээрэсовскому, велению сокращаться бюджетных дефицитов. А это лишняя нагрузка на ЦИК.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow