СюжетыПолитика

Процент с прошлого

Вдогонку пятилетию Дня народного единства

Этот материал вышел в номере №№ 124—125 от 8 ноября 2010 г.
Читать
Процент с прошлого
Фото: «Новая газета»
«Пусть наградит тебя Господь юбилеями без счета!» — так приветствовал некий древний египтянин некоего фараона. Чем вызвано такое пожелание? Почему одни личные и общественные юбилеи в чести, их ждут, а от других отгораживаются, словно от...

«Пусть наградит тебя Господь юбилеями без счета!» — так приветствовал некий древний египтянин некоего фараона. Чем вызвано такое пожелание? Почему одни личные и общественные юбилеи в чести, их ждут, а от других отгораживаются, словно от наваждения? Почему одни круглые даты отмечают каждое десятилетие, а о других вспоминают раз в пятьдесят, а то и в сто лет? Как трогательная подлинность праздника перерастает в отталкивающую помпезность?

Неотвратимая регулярность юбилеев, отмеренный цикл лет заключают в себе то «рациональное время», которое Анри Бергсон противопоставлял «длительности», которая не повторяется, а проходит по ткани живой жизни. Может, не было бы ничего страшного в юбилеях, если бы некоторые из них не приобретали культовый характер, если бы отдельные исторические явления, события и фигуры не наделялись качествами социального бессмертия. …«И юный Октябрь впереди», «Ленин и теперь живее всех живых», «Сталин с нами». И тогда возникают особенные традиции почитания могил, памятников, мест мучений и смерти героев, возведенных в ранг святых. Сакрализируются не только герои и даты, но и сама среда обитания народа, сотворившего культовые события, со своими «алтарями», системой стольных градов и храмовых сооружений.

Появляются и пропагандисты культов. Преклонение перед юбилеями сопровождается введением людей в заблуждение по поводу тех исторических событий, которые не укладываются в праздничный сценарий. Нередко можно видеть, как для пропагандистского обеспечения юбилея демонизируются дешифраторы мифов, нейтрализуются критики, подрываются репутации неконъюнктурных историков.

Любой культ проходит стадию становления, развития и упадка. Так было с юбилеями революции 1917 года, но особенно — с юбилеями Сталина, которые парадоксальным образом связали Октябрь и Победу-1945. Однако сам Сталин не хотел встраивать 9 Мая в единую конструкцию главных идеологических советских праздников. У этого праздника, по всей видимости, не было необходимой чистоты — непростительные ошибки правительства, неимоверная цена, заплаченная за победу, начавшаяся холодная война с бывшими союзниками. Юбилеи Победы сначала при Брежневе, а затем в российскую эпоху, особенно после 1995 года, стали превращаться в главный национальный праздник страны, в символическую опору постсоветских режимов власти. Но их встраивание в новую конструкцию, попытки превращения Победы в национальную идею размывают память о тех, кто выстоял на фронте и в тылу.

Юбилеи важны, но совсем необязательно придавать им культовые черты. Они связаны с прошлым, с былыми прорывами и победами, они не способны прямо или косвенно обеспечивать новые успехи сегодня. Более того, юбилеи мешают критическому взгляду на современную ситуацию, реальной оценке смыслов будущего.

Все попытки встроить День России 12 июня в современное пространство памяти, используя старые механизмы управления им, пока ничего не дали. Согласно опросам Левада-центра, большинством населения эта дата воспринимается лишь как дополнительный выходной. То же самое относится и к другим государственным праздникам — 1 Мая и 4 ноября (по свежим данным Левада-центра, в ноябре 2010 года День народного единства собирались праздновать 14% опрошенных, а день Октябрьской революции — 17%, 61% не собирались отмечать вообще ничего: см. таблицу на стр. 9).

Как бы там ни было, но юбилеемания и сопутствующие ей игры будут продолжаться. Уже слышны заявления о приближающейся череде столетних юбилеев эпохальных событий минувшего века — Первой мировой войны, обеих революций 1917 года и далее по списку исторических дат. Неожиданно всплывают и совсем уж кажущиеся странными даты типа 400-летия Дома Романовых. Хотя последнее обстоятельство хорошо укладывается в развернувшуюся новую волну «возвращения исторических названий» московским улицам или в те же попытки (пока бесплодные) власти перекроить историческое прошлое под нужды сегодняшнего политического процесса (например, всячески «обустроить» ту же дату 4 ноября — и политически, и кинематографически).

Управлять памятью можно и должно — но весь вопрос в том, как именно управлять. Власть не должна брать на себя функции неусыпного блюстителя исторической чистоты любой ценой, как это было при советском режиме. Вместе с тем роль «эффективного менеджера», озабоченного лишь тем, как повыгоднее продать, вложить, заложить прошлое, получить с него процент, также представляется опасной. Подобные «эффективные менеджеры» — ничуть не меньшие фальсификаторы исторической истины, нежели их советские предшественники. И даже более того — не только фальсификаторы, но и могильщики: ведь если в советские времена официальная ложь лишь разжигала любопытство и жажду истины, то нынешнее опиаривание истории губит всякий интерес, порождает скуку и провоцирует безучастность.

Похоже, от культа новых юбилеев и сопутствующего таким юбилеям информационно-пропагандистского шума уже не удастся уберечься. Во всяком случае — в ближайшем будущем. Вместе с тем не стоит уповать и на девальвацию ценностей тех или иных культов, происходящую со сменой поколений и мировоззрений. Ведь в России глубина трансформаций и динамика стереотипов по-прежнему зависят от власти, которая считает себя владычицей над временем и юбилейным его отмериванием.

Статья основана на исследовании «Октябрь. Сталин. Победа. Культ юбилеев в пространстве памяти», открывающем проект Ассоциации исследователей российского общества (АИРО-XXI) «Историческая политика и политика памяти в СССР, РФ и СНГ»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow