СюжетыПолитика

Президент остановил глупые и вредные поправки

Этот материал вышел в номере №№ 124—125 от 8 ноября 2010 г.
Читать
Ничто не предвещало трудной судьбы поправок в закон 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». По многим причинам. Во-первых, они еще более ужесточали порядок подготовки и проведения публичных акций — а...

Ничто не предвещало трудной судьбы поправок в закон 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». По многим причинам.

Во-первых, они еще более ужесточали порядок подготовки и проведения публичных акций — а ограничение гражданской активности стало в последние годы одной из любимых забав российских чиновников всех уровней.

Во-вторых, они готовились троицей законодателей, во главе которой стоял знатный единоросс и придворный политолог Сергей Марков, — а то, что подготовлено такими авторитетами, как правило, обречено на успех.

В-третьих, поправки беспрепятственно, со свистом пролетели за несколько месяцев все положенные «чтения», несмотря на активное сопротивление многих общественных организаций и гражданских активистов, — а мы уже привыкли, что единоросское большинство Госдумы принимает законы, только исходящие от главного заказчика или по его негласному желанию. И вовсе не для того, чтобы их потом отменять. Привыкли мы также к тому, что и Совет Федерации такие законопроекты не заворачивает (он их успешно одобрил 27 октября — спустя пять дней после принятия Госдумой).

Еще раз напомним суть поправок (хотя к этой теме «Новая» обращалась неоднократно — на всех стадиях их подготовки и принятия):

— предполагается регламентация акций с использованием транспортных средств (явный «антисиневедерочный» мотив), фактически приравнивающая их к традиционным, «пешим» формам протеста;

— уведомление о пикете теперь надо подавать не просто за три дня, а за три рабочих дня до его проведения (в случае проведения его в праздничные дни — за четыре);

— третья поправка — самая репрессивная: организаторами публичных акций не могут быть те, кто подвергнуты административному взысканию по статье 20.2 КоАП за «нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в момент подачи уведомления». Причем по тому же КоАП взыскание считается действительным в течение года после его вынесения.

В субботу утром стало ясно, что беспрепятственное продвижение этих антиконституционных поправок было приостановлено гарантом Конституции — президент Медведев наложил на них вето. «Федеральный закон, направленный на урегулирование порядка организации и проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, в том числе с использованием транспортных средств, содержит положения, затрудняющие свободную реализацию конституционного права граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования», — говорится в письме президента спикеру Госдумы Грызлову и председателю Совета Федерации Миронову.

Президент напомнил также, что ограничение прав граждан на проведение публичных мероприятий, как, впрочем, и других конституционных прав, возможно лишь «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Предложенные поправки, по мнению президента, этим целям не соответствуют.

Прямая речь

Михаил Федотов ,_ председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека:_

— Вето президента на поправки в «Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», представляется мне принципиально важным. Оно демонстрирует тренд в развитии страны. Оно означает, что президент поддерживает развитие гражданской активности, что он выступает в поддержку прав и свобод человека и гражданина. Будучи конституционным гарантом этих прав, президент указывает на то, что законы в нашей стране должны строго следовать Конституции, демократические стандарты которой очень высоки. Проверяя все законы на соответствие Конституции, мы можем добиться достаточно серьезного прогресса в развитии демократии и гарантий прав человека в стране. В данном случае политическая воля к этому проявлена в полной мере.

Сергей Канаев ,_ лидер московского отделения Федерации автовладельцев России:_

— Наложение вето означает, что у человека, управляющего государством, есть ясное понимание того, что является конституционным, а что неконституционным. Закон ранее носил уведомительную форму, а с момента окончательного принятия поправок он носил бы явно разрешительный характер. Это прямо противоречит сути закона. Такие поправки не могут быть внесены в закон о массовых мероприятиях. Человек не может два раза нести наказание — сначала по Кодексу об административных правонарушениях, а потом по закону, который по своей сути должен облегчать проведение массовых мероприятий и под этим углом регламентировать их проведение. Например, как организаторы автопробегов могут заранее знать номера автомобилей, которые будут в них участвовать? Все понимают, что это не просто ненормально — это маразм. Мы сейчас направляем свои предложения Дмитрию Медведеву. Потому что после принятия поправок Думой во втором и третьем чтениях мы вообще не имели возможности как-то выразить свое мнение и не видели возможностей для сотрудничества. Единственное, что для нас тогда оставалось, — это подать жалобу в Конституционный суд. Теперь же, когда Дмитрий Анатольевич своим вето продемонстрировал, что поправки не годятся, мы со своей стороны должны сделать ему свое предложение о том, как мы видим разрешение этой проблемы и как мы представляем себе уведомительную форму по автопробегам.

Людмила Алексеева , руководитель Московской Хельсинкской группы:

— Это очень разумный шаг. Честно говоря, я ожидала, что президент так поступит. Потому что этот закон, с одной стороны, очень вредный, с другой стороны — очень глупый. Вредный он и для общества, и для власти. Для общества — понятно почему. Потому что он еще больше стесняет наши конституционные права, которые и без того сильно стеснены. Для власти же это чревато большими репутационными потерями. Принятие поправок означает, что нынешний президент продолжает линию Путина на стеснение наших конституционных, гражданских прав и на прямое нарушение Конституции. Потому что в Конституции сказано, что нельзя принимать законы, которые уменьшают права и свободы граждан. Этого нельзя, а их принимают. А почему поправки глупые? Потому что при таких репутационных рисках закон ничего не дает. Что касается автомобилистов, то в суде, даже нашем, легко доказать, что возникает двойная ответственность (по КоАП и по закону). Что касается митингов, то самая свирепая мера — запрет подавать заявки на митинг теми, кто подвергся административному наказанию. Но кто же ходит на митинг в одиночку? Всегда можно найти людей, которые тоже готовы пойти на митинг и вместо тебя подать заявку на его проведение. Кого это стеснило бы и какие митинги остановило бы? Ни одного. То, что Дума предложила такой законопроект, — в этом нет ничего удивительного. А президент подошел к этому здраво и спасибо — не подписал.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow