СюжетыПолитика

«Перебили ноги, чтобы не ходили куда не следует, пальцы — чтобы не вздумали писать, что не нужно, сломали челюсти — чтобы не говорили лишнего»

Этот материал вышел в номере №№ 124—125 от 8 ноября 2010 г.
Читать
В ночь на 6 ноября в центре Москвы был зверски избит журналист «Коммерсанта» Олег Кашин. Судя по характеру травм, нанесенных прутьями арматуры, его просто убивали: переломы верхней и нижней челюстей, сотрясение мозга, плоскостные...

В ночь на 6 ноября в центре Москвы был зверски избит журналист «Коммерсанта» Олег Кашин. Судя по характеру травм, нанесенных прутьями арматуры, его просто убивали: переломы верхней и нижней челюстей, сотрясение мозга, плоскостные повреждения черепа, перелом голени, отрыв фаланг пальцев… Олега прооперировали, как только доставили в больницу, и ввели в состояние искусственной комы, в которой он будет находиться несколько дней.

Нападение было совершено около 0.40, возле дома № 28 на Пятницкой улице, где живет журналист. Соседка Кашина, певица Елена Погребижская, в своем блоге пишет, что свидетелем преступления был дворник: «Двое ждали Олега у забора, стояли как бы ни при чем, с букетом цветов. Он шел домой, где-то с час назад. Ну, в общем, весь асфальт в крови там. Дворник, который «скорую» вызвал и Олега грузил, говорит, что будь здоров его избили, не кулаками, каким-то предметом. Это не праздношатающиеся были бандюги, а именно Олега и ждали».

Коллеги Кашина по «Коммерсанту» также уверены в том, что причиной нападения на Олега стала его профессиональная деятельность. По словам главного редактора газеты Михаила Михайлина, у журналиста не пропали ни iPhone, ни деньги, ни документы. «Я, как член общественного совета при ГУВД Москвы, буду оказывать максимальное давление на следствие, с тем чтобы это чудовищное преступление было раскрыто», — заявил он агентству «Интерфакс». Журналист издания Андрей Козенко прокомментировал «Новой» произошедшее так: «Если правоохранительные органы хотят, чтобы их хоть кто-то уважал, они обязаны справиться с расследованием».

Друг Олега Кашина, популярный блогер Марина Литвинович, рассуждая о возможных недругах журналиста, вспоминает две темы, которыми он занимался: «В первую очередь это — Химкинский лес, про проблемы которого Олег писал. Затем идет тема «нашистов», у Олега с ними были сложные отношения, Олег часто их «прикладывал» в своих статьях».

Власти, осознав, какого масштаба событие произошло, начали реагировать соответствующим образом. Президент поручил Генеральной прокуратуре взять дело на особый контроль, было заявлено о возбуждении уголовного дела по статье «Покушение на убийство», министр Нургалиев пообещал бросить на расследование в помощь следствию все лучшие силы российской милиции. Хотя чуть ранее, в 11.00, спустя 10 часов после преступления, уголовное дело еще не было возбуждено, а в пресс-службе ГУВД «Новой» сообщили, что ведется лишь проверка силами УВД ЦАО, так как «пострадавший находится в реанимации и не представляется возможным его опросить на предмет того, какие обстоятельства стали причиной попадания в больницу». Лишь спустя 10 часов, после жесткой реакции журналистского сообщества и заявления главы государства, покушение на убийство официально, по документам, стало таковым.

Олег Кашин начал свою журналистскую карьеру в Калининграде, работал специальным корреспондентом «Комсомольской правды». В 2003 году он переехал в Москву и устроился на работу в «Коммерсантъ», его специализация — акции протеста, радикальные молодежные политические движения — словом, «уличная политика». Олег лично выезжал на места «акций прямого действия» нацболов, леваков, младолибералов, проникал на секретные съезды прокремлевских «молодежек», попадал в ходе освещения протестных акций в милицию. Потом были «Известия», журналы «Эксперт» и «Русская жизнь», с 2009 г. — снова «Коммерсантъ».

Олег — жесткий журналист, который не боится «наживать себе врагов». В феврале 2005 года, оказавшись на законспирированном «внутреннем мероприятии» только что созданного для борьбы с «оранжевой чумой» движения «Наши», Олег был схвачен охраной. Затем его вывели на сцену и во всеуслышание заявили: «Это наш враг Олег Кашин, он пишет о нас плохо, запомните его».

У него было много врагов. Бывший моряк (окончил мореходку в Калининграде), он мог любому высказать в лицо то, что о нем думает, причем не стесняясь в выражениях. Он дрался с писателями, которым не нравились его критические статьи. Ходил «один на один» с блогерами, наци и какими-то псевдопатриотами. В 2003 году Кашина избили сотрудники ФСО, когда он освещал оппозиционный пикет у Белого дома. Его ненавидели русские наци, особенно после статей о погроме с национальным оттенком в Кондопоге.

Когда Кашин — уже в этом году — взял интервью у одного из антифашистских активистов, участвовавших в погроме химкинской администрации, это вызвало интерес как официальных борцов с экстремизмом (к Кашину приходили прямо на работу, пытаясь изучить содержимое его компьютера), так и настоящую истерику «добровольно-охранительных» структур. Вот что писал официальный сайт проправительственной «Молодой гвардии» по этому поводу: «Да, некогда респектабельное издание («Коммерсантъ». — Р. П. ) ныне представляет собой подпольное пристанище ненавистников России, гнездо, где в один клубок сплелись ядовитые гадюки, отвратные сколопендры, мерзкие мокрицы от журналистики всех мастей. Этот клубок пышет ненавистью, изливает из себя яд, желчь и слизь, отравляя все вокруг, в том числе и души своих читателей». И далее лично про Кашина: «Я утверждаю, что не один только Кашин при потворстве главреда Михайлина ведет свою полуподпольную журналистско-диверсионную деятельность по развращению читателей и дискредитации органов власти. Смертельно опасным вирусом пособничества экстремизму поражена чуть ли не вся редакция издания!»

Статья называется «Журналисты-предатели должны быть наказаны!» Подписана Владиславом Ловицким. По состоянию на 15.00 6 ноября этот текст еще висел на сайте в первозданном виде. Затем под заголовком появилась приписка, в которой выражалось возмущение по поводу произошедшего. Ловицкий — псевдоним интернет-деятеля Владислава Калашника. Сеть откликнулась мгновенно: 90% процентов блогеров выдвигают три основные версии: избит прокремлевской шпаной, русскими нацистами или врагами защитников Химкинского леса. Что касается Владислава Калашника, то о нем известно следующее: родился в 1987 году, предполагаемый автор доноса на публициста Евгения Милова, а также — предполагаемый автор аккаунта в «Твиттере» от имени Татьяны Юмашевой — дочери Бориса Ельцина.

Шеф-редактор Издательского дома «Коммерсант» Азер Мурсалиев в разговоре с «Новой» предположил, что покушение на Олега Кашина — «очевидный месседж для всех журналистов: перебили ноги, чтобы не ходили, куда не следует, пальцы — чтобы не вздумали писать, что не нужно, сломали челюсти — чтобы не говорили лишнего».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow