СюжетыПолитика

Плюс руссеффикация Латинской Америки

На президентских выборах в Бразилии впервые в истории этой страны победу одержала женщина — 63-летняя Дилма Руссефф

Этот материал вышел в номере № 123 от 3 ноября 2010 г.
Читать
Ее биография — увлекательный роман с элементами триллера. Дочь болгарских коммунистов, эмигрировавших в Бразилию, она в молодости входила в левацкую группировку, боровшуюся против военной диктатуры с оружием в руках. Была брошена в тюрьму...

Ее биография — увлекательный роман с элементами триллера. Дочь болгарских коммунистов, эмигрировавших в Бразилию, она в молодости входила в левацкую группировку, боровшуюся против военной диктатуры с оружием в руках. Была брошена в тюрьму и подвергнута пыткам. Выйдя на свободу, поступила в университет и, окончив его, пошла на государственную службу. Сохранив левые убеждения, Дилма Руссефф примкнула к основанной в 1980 году Инасиу Лула да Силвой Партии трудящихся. Избранный в 2002 году президентом Лула пригласил Дилму в свою команду. Она стала его правой рукой — главой администрации. И когда второй президентский срок Лулы подошел к концу, у него не было сомнений, кого предложить нации в качестве преемника курса, который вывел Бразилию в число крупнейших и наиболее успешных держав XXI века.

Когда-то венесуэльский писатель Услар Пьетри ввел в обиход понятие «магического реализма». Речь шла о способностях писателей создавать произведения, в которых их герои живут в мире фантазий, превращающихся в реальность. Позднее эта концепция стала применимой и к политике континента. Здесь появились лидеры, которые обратились исключительно к своим фантазиям и иллюзиям, но в отличие от литературных героев эти фантазии лишь порождали непримиримые противоречия с реальностью.

В Латинской Америке приверженцем «магического реализма» стал прежде всего венесуэльский президент Уго Чавес. Он олицетворяет собой старую Латинскую Америку, с традициями каудилизма, в которой популистская риторика заменяет продуманную стратегию развития. Популизм, кстати, это не только демагогия, суть которой — обещать народу то, что невозможно исполнить. Популисты всегда выступают от имени «самого народа» и «против врагов народа». И находят поддержку прежде всего среди наиболее обездоленных, маргинальных слоев. Такие персонажи, как Чавес, добиваются пожизненного переизбрания, потому что убедили себя: без них их подданные погибнут. Эта ментальность вождя, исторической мессии, была талантливо описана Достоевским в «Братьях Карамазовых» и «Бесах».

Тем значимее пример государств, отвергнувших политическую «магию» каудилизма — Бразилии, Чили, Уругвая.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Когда в 2002 году президентом Бразилии был избран бывший рабочий-металлург, который до 10 лет не умел читать и не окончил средней школы, выбор жителей огромной страны ошеломил мир.

Лула был лидером Партии трудящихся, являвшейся эклектическим симбиозом различных профсоюзных групп, общественных организаций, католических общин левого толка. Новое политическое образование получило благословение бразильской католической церкви, на которую сильное влияние оказала неомарксистская «Теология освобождения».

Но, вопреки всем ожиданиям и прогнозам, правительство Лулы оказалось одним из самых стабильных и успешных за всю историю Бразилии. Оно «приняло» страну с уровнем безработицы 10,5 процента, а «сдало» с безработицей в 6,9 процента (для сравнения: уровень безработицы в США составляет 9,5 процента). ВВП в 2002 году составлял 2,7 процента, а теперь достиг семи. Инфляция сократилась с 12,5 до 3,1 процента. Но важнейшее достижение Лулы в том, что в стране на 20 миллионов сократилось число бразильцев, живущих за чертой бедности.

Успехи Бразилии во многом связаны с тем, что ее лидер, отвергнув популизм чавесовского типа и соблазн увековечить свое пребывание у власти, взял на вооружение принципы европейской социал-демократии, ее приверженность свободному обществу, открытой экономике и демократическим институтам. Он сумел впервые в истории страны сочетать эффективный экономический курс и грамотные, детально продуманные социальные программы.

Дилма Руссефф станет продолжателем курса Лулы. Считалось, что она может выиграть уже в первом туре выборов в начале октября (тогда ей не хватило поддержки, чтобы преодолеть 50-процентную планку). Но во втором туре она одержала убедительную победу, набрав на 20 процентов больше голосов, чем ее соперник, бывший губернатор наиболее успешного штата Сан-Паулу Жозе Серра. А боевая молодость Дилмы лишь стала подтверждением нового явления в Латинской Америке. В Уругвае, например, президентом недавно был избран Хосе Мухика, бывший боец повстанческого движения городской герильи «Тупамарос». Опыт этих людей убедительно показывает, что те, кто когда-то встал на тропу партизанской войны, могут успешно пересмотреть свои взгляды, побороть в себе бесов и стать ответственными лидерами, защищающими человеческое достоинство, демократию и закон.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow