СюжетыОбщество

Что султан может сделать с женщинами

Этот материал вышел в номере The New York Times (22.10.2010)
Читать
Соединенным Штатам, которые пытаются подавить экстремизм в Афганистане, Пакистане и Йемене при помощи оружия, есть чему поучиться у выдающейся арабской страны Оман. Всего 40 лет назад Оман был одним из самых отсталых мест на земле. Здесь...

Соединенным Штатам, которые пытаются подавить экстремизм в Афганистане, Пакистане и Йемене при помощи оружия, есть чему поучиться у выдающейся арабской страны Оман.

Всего 40 лет назад Оман был одним из самых отсталых мест на земле. Здесь не было телевидения, радио было запрещено как дьявольское искушение, ни в одной стране мира не было оманской дипмиссии, и султан держал страну в изоляции.

Большинство населения не умело читать и строго держалось племенного образа жизни. В стране было три начальных школы, в которых учились 909 учеников; все они были мальчиками.

Столица Омана, Маскат, расположенная среди каменистых холмов в пустыне на Аравийском полуострове, была окружена древней стеной. На закате, по сигналу пушки, власти закрывали городские ворота на всю ночь. Любой, кто ночью ходил по другую сторону стены без фонаря, мог быть застрелен.

Исторически Оман был похож на своего соседа, Йемен, который теперь стал инкубатором для террористов-последователей «Аль-Каиды». Но в 1970 году Оман свернул с пути фундаментализма: сын султана сверг своего отца и приступил к программе модернизации, основанной на образовании для мальчиков и девочек.

Сегодня Оман — современная страна с шоссейными автодорогами, новыми аэропортами, тарелками спутникового телевидения и рядом государственных и частных университетов. Детей с первого класса учат английскому и информатике. Считается, что все дети — и мальчики, и девочки — должны получить как минимум полное среднее образование.

Это мирное и положительно настроенное по отношению к Западу государство, в котором нет широко распространенных в Йемене фундаментализма и терроризма. Конечно, Йемен, возможно, самая красивая из арабских стран, но что-то подсказывает мне, что многие молодые европейцы и американцы, которые изучают там арабский, в конечном итоге переедут жить в тихий и спокойный Оман.

Особенно поразительно изменилась там роль женщин. 18-летняя студентка Рихаб Ахмед аль-Рхаби рассказала мне (на хорошем английском) о своем интересе к предпринимательской деятельности. Она также с любовью говорила мне о своей бабушке, которая не умеет читать, вышла замуж в 9 лет и родила десятерых детей.

Что касается самой Рхаби, она упомянула о том, что не хочет связывать себя брачными узами в ближайшее время. Вдруг муж не захочет, чтобы она училась за границей? А когда она все-таки выйдет замуж, сказала она, одного ребенка будет вполне достаточно.

Рхаби была одной из участниц оманской команды, которая в прошлом году одержала победу в конкурсе на предпринимательские способности, проводившемся среди арабских стран. Конкурс был устроен замечательной организацией Injaz, представители которой учат школьников в арабских странах тому, как создавать и управлять малым бизнесом.

Самые лучшие молодые предприниматели в современном Омане — девушки: в 9 из 11 команд, вышедших в финал предпринимательского конкурса в Омане в этом году, не было ни одного мужчины.

«Сейчас мы рассматриваем вариант издания электронных книг», — рассказывает ученица 11-го класса и член совета директоров издательской компании своей команды Амира Тарик. Возможно, одним из покупателей запланированной электронной книги с картинками будет ее бабушка, вышедшая замуж в 12 лет и так и не научившаяся читать.

В общем, урок, который преподала нам история Омана, заключается в том, что один из лучших и наиболее экономных способов бороться с экстремизмом — продвигать всеобщее образование.

Многие исследователи находили связь между более высоким уровнем образования и меньшим количеством конфликтов. Исследование, опубликованное в 2006 году, показывает, что увеличение количества учеников в начальных классах школы в два раза коррелирует с вдвое меньшим риском начала гражданской войны. В ходе другого исследования выяснилось, что повышение средней оценки в школе на один балл значительно снижает вероятность конфликтов.

Во время предвыборной кампании президент Обама обещал создать фонд всемирного образования с капиталом в $2 млрд. Этого так и не произошло. Вместо этого он только в этом году потратил в 50 раз больше на американских солдат в Афганистане, несмотря на то, что военные решения в прошлом показали себя намного менее эффективными в горячих точках, чем повышение уровня образования.

Это распространенная ситуация: все хвалят образование, но не готовы за него платить.

Для меня урок Омана связан с двумя другими странами: Афганистаном и Пакистаном. Если мы хотим, чтобы они стали мирными странами, надо вкладывать меньше денег в бомбы и больше — в школы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow