СюжетыОбщество

«Социальная сеть» и крах социума

Фильм о дружбе, вражде и попытке изменить мир

Этот материал вышел в номере The New York Times (24.09.2010)
Читать
«Социальная сеть», фильм о Facebook, обещает зрителям захватывающий новый сюжет. Однако этот фильм сценариста Аарона Соркина и режиссера Дэвида Финчера затрагивает архетипы, которые стары как мир. Хотя его создатели и надеются заработать...

«Социальная сеть», фильм о Facebook, обещает зрителям захватывающий новый сюжет. Однако этот фильм сценариста Аарона Соркина и режиссера Дэвида Финчера затрагивает архетипы, которые стары как мир.

Хотя его создатели и надеются заработать на актуальности темы, — газеты пестрят заголовками о поразительном успехе Facebook и проблемами сохранности личной информации на сайте, — они предпочитают заострять внимание на ее универсальности.

«Мы не пытаемся воспользоваться модной темой, — говорит Финчер. — То, что речь идет о Facebook, всего лишь помещает сюжет в интересный контекст».

«Социальная сеть», которая выйдет на экраны в США в октябре, а в других странах до Нового года, повествует о том, как Facebook (тогда сайт еще называла «thefacebook») помог создать альтернативную социальную иерархию — сначала, в 2004 году, в рамках Гарвардского университета, а потом и во всем мире.

Это фильм о борьбе между Марком Цукербергом, Эдуардо Саверином и Шоном Паркером, отцами-основателями сайта, который позволяет людям поддерживать связь со старыми и новыми друзьями. Растущая популярность Facebook дает начало борьбе за кредиты и славу, которая переносится из университетских общежитий в суды.

Действие фильма происходит в Гарварде. Джесси Айзенберг играет роль главного героя Цукерберга; Эндрю Гарфилд — его обиженного друга Саверина; а певец Джастин Тимберлейк — Паркера, Интернет-гения, рекламщика и торгаша.

При помощи сцен, снятых в разных местах США, Финчер рисует портрет университета не только в качестве места учебы, но и поля социальных битв. Сленг, социальный статус, кружки по интересам — все это становится своего рода оружием. «Мне кажется, факт, что события разворачиваются в Гарварде, тоже имеет значение, — говорит Соркин. — Корнями Facebook уходит в желание постороннего влиться в определенную группу. В Гарварде разделение на группы заметнее всего».

По словам Финчера, по-настоящему революционные идеи зачастую сталкиваются с недоверием. «Я по собственному опыту прекрасно знаю, каково это — в 21 год сидеть в комнате со взрослыми и слушать, как они называют твое увлечение «очень милым», и я знаю, как это злит, — говорит он. — В ответ на это молодые люди часто говорят: «Давайте откажемся от общепринятого мнения, разрушим стереотипы и посмотрим, что получится».

Соркина, как и Финчера, не слишком привлекают перспективы, которые открывают социальные сети. «Меня полностью устраивало то, как мы общались раньше», — говорит он. Но его захватил масштаб этого феномена и его необычный драматизм. В фильме показано, как Цукерберг начинает свой путь с одним-единственным другом, Саверином, а затем предает эту дружбу на пути к созданию крупнейшего в истории человечества инструмента общения.

Соркин называет эту историю «страшно ироничной»: «Речь идет о людях, чья социальная жизнь развалилась в результате того, что они пытались создать социальную жизнь для других».

В прошлом Айзенберг играл милых парней и симпатичных «ботаников», но Финчер попросил его выступить в роли одинокого мстителя с великим планом.

«Он поразительно умен, полностью захвачен своим творением и, как мне кажется, не тратит времени на рефлексию, — говорит Айзенберг. — Это фильм о том, что бывает, когда все верят, что делают все правильно, но их мнения о том, что именно считать правильным, категорически расходятся».

Действие фильма разворачивается и в эротизированном, иерархическом мире Гарварда, и в зале суда. «В большинстве фильмов мы видим сюжет глазами главного героя, и этим все и ограничивается, — рассказывает Тимберлейк. — Но в этом фильме все — антигерои, и у всех своя точка зрения. Это очень интересно, но есть что-то грустное в том, что все герои верят: именно они поступают правильно. Все считают себя положительными персонажами».

Финчер считает, что версия Цукерберга о появлении Facebook в достаточной степени отражена в фильме.

«Когда речь идет о судебных слушаниях, половина героев должна верить, что плохой парень украл их идею и предал их, но по другую сторону стола сидит тот, кто говорит: «Без меня нам было бы нечего делить», — рассказывает режиссер.

Технология Facebook позволяет людям мгновенно рассказывать десяткам, сотням и тысячам людей о том, где они побывали и что делали. В фильме социальные сети становятся своего рода самовоспроизводящимся организмом, питающим и поглощающим всех, кто ими пользуется. «Из-за моего воспитания это кажется мне грубым и безвкусным, — говорит Гарфилд, — Но тем не менее Facebook — это переворот, результат чистого творчества, гениального в своей простоте».

Скотт Рудин, один из продюсеров фильма, не считает Facebook переворотом в социальной жизни или поразительным деловым успехом.

«Facebook, — говорит он, — словно озвучивает важнейшие вопросы о природе общения. Что такое дружба? Какова природа одиночества?»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow