Сюжеты · Общество

Рука другого

Сегодня в Москве открывается четвертый Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр»

Этот материал вышел в № 104 от 20 сентября 2010 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 104 от 20 сентября 2010 г.

20:00, 19 сентября 2010Елена Костюченко, спецкор

183

20:00, 19 сентября 2010Елена Костюченко, спецкор

183

Особые театры — это театры, в которых играют «люди с особенностями». На этой формулировке настаивают организаторы, режиссеры, родные и друзья актеров, и мы не можем не согласиться: инвалиды (лат. — «бессильные») — это не про этих людей…

Особые театры — это театры, в которых играют «люди с особенностями». На этой формулировке настаивают организаторы, режиссеры, родные и друзья актеров, и мы не можем не согласиться: инвалиды (лат. — «бессильные») — это не про этих людей совершенно.

В программе фестиваля — 11 спектаклей с разнообразной географией: Берлинский театр Thikwa, танцоры из Кореи, Пластический театр Ташкента, Москва, Томск, Новосибирск… Среди прочего — спектакль интегрированной московской студии «Круг-2» «Нарцисс и Кристофер».

Студия располагается на втором этаже небольшого здания центра детско-юношеского творчества «Строгино». На первом этаже — гончарные, художественные и швейные мастерские, фотостудия, классы дополнительного образования и много еще чего. Группа «Круг», объединившая в 1989 году специалистов, решивших на добровольных началах организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья, в 1997 году объединилась со «Строгино» и стала частью городской системы образования, получив статус экспериментальной площадки и это помещение.

Репетируют «Нарцисса и Кристофера» в небольшом танцевальном зале. Разминка: улыбчивая девушка наигрывает на синтезаторе, ребята напевают какой-то скандинавский мотивчик и танцуют — импровизация, удивительно слаженная. Сейчас в театральной студии занимаются около 30 человек разного возраста. Некоторые из них абсолютно здоровы, другие имеют диагнозы: ранний детский аутизм, нарушения движения, нарушения слуха, умственная недостаточность, шизофрения, ДЦП, генетические заболевания…

«А теперь танцует только голова. Куда она может пойти? Как она может? Не отвлекаемся, чувствуем музыку, серьезно работаем!» — это режиссер театра Андрей Борисович Афонин.

Три года назад Андрей Борисович решил поставить пьесу про греческого Нарцисса. И примерно в то же время в студии появился аутист Леша Федотов, а вместе с ним — бесконечные истории про мальчика Кристофера. Имя Леша взял из своей любимой книжки «Загадочное ночное убийство собаки», но в Лешиных рассказах Кристофер был другим: боялся лифтов, дверного глазка, лангобардов и жил в Москве. Нужно понимать, что всю жизнь — а Леше было уже 33 года — эти истории считались бессмысленными болезненными проявлениями. Впервые Лешу услышала 13-летняя «студийка» Соня Серова. Потом еще год Лешу уговаривали записать свои истории. К постановке подключилась вся студия. И история идеального Нарцисса и неидеального Кристофера стала одной историей, и теперь пьеса будет выставлена на фестиваль.

Танец — один из основных языков спектакля. Роль Кристофера проговаривает телом Саша Довгань, человек удивительной пластики и обаяния, которого тоже никак нельзя назвать инвалидом. А текст про Кристофера читает сам Леша. Еще полгода назад он не мог этого сделать, и вместе с ним на сцену выходили еще три актера — помогать. Теперь помощники только дублируют текст на жестовом языке. В студии жестами могут объясниться почти все, и это считается естественным — уметь говорить на языке тех, кто иначе не может тебя услышать.

Вообще, слышать друг друга — это чуть ли не главное, чему учат в студии. И это то, чему нас может научить фестиваль «Протеатр».

«Мы не пытаемся подделаться под «нормальный театр», — говорит Андрей Борисович. — Это действительно особое видение особого человека. И история Кристофера — это личная история Леши, личная история наших ребят, и играют ее (все 17 человек) тоже очень лично. Каждый из них прошел долгий нелегкий путь до того, как озвучить то, что внутри, другому человеку, тем более — зрителю».

Открываться другому нелегко. Слышать другого нелегко. И «Нарцисс и Кристофер» — очень тяжелая пьеса. О том, как родная мама может сказать: «Чтоб ты лопнул, выкидыш, испортил настроение». О том, как говорят: «Идем гулять», а ведут в школу, а потом в психушку, а спать можно, только «зарывшись», потому что иначе схватят. О том, как можно убить себя ненавистью к такому ущербному и слабому телу. Есть моменты, от которых хочется перестать дышать насовсем: маленький Кристофер бежит-бежит от страшного мистера Ширса — огромной куклы в милицейской форме, к маме — такой же кукле, страшной кукле с мятым лицом и пустыми глазами — и забирается к ней на колени, и утыкается в мертвый, набитый тряпками живот. Потому что некуда больше уткнуться. Но главное — главное, что нашли эти дети и взрослые, сами, на ощупь: среди неверного света вокзалов, постов ГАИ, высоковольтных проводов и подвалов, среди темноты и приближающихся чудовищ можно нащупать руку другого — и этот другой, может быть, не оттолкнет.

Заказать билеты можно по телефону 8 919 722-19-69. Все мероприятия фестиваля будут проходить на сцене театра «ГИТИС»: Москва, Б. Гнездниковский пер., д. 10.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе

важно

день назад

В Москве выявили более 9 тысяч новых случаев заражения коронавирусом. Это максимум за все время пандемии

Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

754635

2.
Сюжеты

Мы его нашли! Браконьером, выложившим надпись «Чукотка 2021» трупами полутора сотен птиц, оказался депутат-единорос из Магадана Александр Крамаренко

528379

3.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

134121

4.
Расследования

ЭпиВакАфера В прививочных кабинетах начали заменять вакцину «Спутник» препаратом «ЭпиВакКорона», не предупреждая пациентов

132382

5.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

131861

6.
Колонка

Цены отморозились Продукты дорожают двузначными темпами. Это – результат действий правительства

121213

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera