СюжетыОбщество

Больше трех не собираться, флаг российский не носить

Лев Пономарев — о том, как он дважды попал за решетку и почему нужно объединяться вокруг правозащитников

Этот материал вышел в номере № 102 от 15 сентября 2010 г.
Читать
Так случилось, что в течение одного месяца я дважды попадал за решетку. Первый раз — за организацию 22 августа, в День российского флага, шествия по улице с российским флагом. Второй раз — за организацию 12 августа акции «День гнева». В...

Так случилось, что в течение одного месяца я дважды попадал за решетку. Первый раз — за организацию 22 августа, в День российского флага, шествия по улице с российским флагом. Второй раз — за организацию 12 августа акции «День гнева».

В чем же состояли мои правонарушения? В том, что обе акции инициированы оппозицией. Давайте представим, как реагировала бы милиция на шествие по улице Москвы с российским флагом, например, болельщиков после победы нашей команды в международном чемпионате? Да никак, это воспринимается как норма. Но российский флаг в руках оппозиционеров, пусть даже в День российского флага, власть воспринимает как угрозу и считает возможным такое шествие немедленно пресечь. Что же касается Дня гнева, то от проведения митинга мы отказались, поскольку он не был согласован. Не было ни выступлений, ни плакатов. Те немногие, кто пришел, молча стояли напротив мэрии, держа в руках черные листы бумаги — как позорные метки московской власти. Меня задержали в тот момент, когда я давал интервью группе журналистов.

Ни одно из этих действий нельзя расценивать как незаконное, и ни в одном эпизоде никакого сопротивления милиции я не оказывал. Однако задерживали меня неоправданно жестко, в суде оба раза держали по полдня, статью присудили одну и ту же — «Неповиновение законным требованиям милиции». Эта статья подразумевает арест от 3 до 15 суток, мне дали один раз трое суток, другой — четверо.

О судебном разбирательстве я мог бы рассказывать долго и подробно. Например, о том, как свидетели обвинения писали показания под копирку, как потом в судебном процессе забывали, что написали, путались и представляли совсем иную картину задержания. Читатель в очередной раз узнал бы, что мирового судью никакие противоречия не смущали, а федеральный судья никаких оснований для пересмотра дела не усматривал.

Детали этих процессов наверняка вызвали бы у читателя и смех, и негодование. Но я не буду их описывать. Во-первых, потому, что никого этим не удивлю. А во-вторых, потому, что надоело смеяться и негодовать. Пора отвечать на вызовы власти.

По моим личным наблюдениям: действиями власти на сегодняшний день недовольно большинство наших сограждан. Но беда в том, что большинство из этого большинства не верит в перемены. От самых разных людей, в том числе от милиционеров, я не раз слышал слова одобрения: мол, вы, правозащитники, делаете нужное дело, продолжайте, а то власть совсем зарвется… То есть правозащитникам делегируется обязанность отстаивать права граждан. Мы этим, конечно же, занимаемся изо дня в день. Но сколько нас? В Москве — всего несколько десятков, в стране — несколько сотен. Этого слишком мало, когда нарушений прав становится все больше, а страна все дальше уходит от демократии.

Вернуться на путь демократических преобразований можно только в том случае, если десятки тысяч людей, заинтересованных в них, публично выразят свою волю. То есть воспользуются правом, дарованным всем нам Конституцией, — правом на мирные демонстрации. Пока оно делегировано лишь горстке людей, власть легко расправляется с «правонарушителями»: их позволено бить дубинками по голове, называть хорьками, упекать за решетку. Может быть, пора всем стать правозащитниками в самом буквальном смысле этого слова — защищать гражданские права всех и свои собственные?

Почему этого до сих пор не происходит? Почему тысячи граждан, не согласных с политикой удушения демократии, не выходят на улицу с протестом? Мне кажется, многих по-настоящему активных людей удерживает от этого нежелание вставать под знамена той или иной политической оппозиции. Одни не разделяют позицию левых, другие — правых, и ни те, ни другие не хотят становиться электоратом какого-либо политического лидера. Хочу сказать им: это дело добровольное. Если вы не нашли себе подходящего места в политическом движении, это не должно мешать вам выражать свою собственную волю.

У меня есть конкретное предложение. Все, кто недоволен властью, кому дороги демократические ценности, могут присоединиться к правозащитникам. В этом случае проблема политических предпочтений полностью снимается. При таком объединении не ставится задача взять в свои руки власть в стране, цель у всех другая — добиться демократических преобразований. Поэтому и идти на компромиссы, свойственные политической борьбе, не придется.

Наши общие задачи очевидны: борьба с монополией на власть; демократические выборы; отмена властной вертикали; выборность губернаторов, мэров Москвы и Петербурга; свобода слова; свобода собраний; независимость судов.

Надо заставить власть вступить в диалог с народом. А она считается только с массовым волеизъявлением. И такой пример уже был: когда на Пушкинскую площадь собралось больше семи тысяч человек, готовых защищать Химкинский лес, власти пришлось сменить свою привычную тактику пренебрежения к мнению народа. Тогда символами протеста были Женя Чирикова и Юрий Шевчук. А сколько нас будет в следующий раз? Хочется верить, что такие насущные темы, как защита лесов, Байкала, реформа ЖКХ, проблема точечных застроек, соберут многие тысячи людей и остановят варварские действия временщиков. Хочу подчеркнуть, что разговор идет прежде всего о согласованных с властями акциях.

А самое главное — выборы 2011—2012 годов. Нельзя допустить, чтобы они стали очередной имитацией. От нашей активности многое зависит. И действовать надо сейчас, иначе будет поздно.

Правозащитники уже сделали попытку объединения, создав Правозащитный совет России. Но этого мало.

У западных социологов есть такое понятие — объединители. Имеются в виду люди, от природы наделенные способностью к общению, умеющие выстраивать отношения со многими, обладающие общественным темпераментом, открытые для диалога. Видимо, сейчас пришло их время. Мы стоим на пороге перемен, когда роль общественно активных людей чрезвычайно высока. Они способны собрать и сплотить единомышленников.

У меня нет готовых рецептов. Приглашаю всех, желающих участвовать в обсуждении затронутых проблем, собраться и поговорить на эту тему.

Моя электронная почта: [email protected]

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow