СюжетыОбщество

Как пилят «Давида» Микеланджело

Флорентийский дневник

Этот материал вышел в номере The New York Times (10.09.2010)
Читать
500 лет «Давид» Микеланджело был символом независимости и величия Флоренции. Так что когда исследование, проведенное по заказу федеральных властей, показало, что статуя на самом деле принадлежит государству, а не городу, местные жители...

500 лет «Давид» Микеланджело был символом независимости и величия Флоренции.

Так что когда исследование, проведенное по заказу федеральных властей, показало, что статуя на самом деле принадлежит государству, а не городу, местные жители всполошились. По мнению мэра Маттео Ренци, скульптура всегда «принадлежала Флоренции» и всегда будет ей принадлежать.

«Давид — не зонтик, который можно передать из рук в руки, — говорит он. — Это памятник, в котором Флоренция все еще видит себя».

Если отбросить гражданскую гордость, то спор о «Давиде» ставит один очень серьезный для местных властей вопрос: кто должен извлекать выгоду из культурного наследия Италии?

В 2009 году «Давида», который стоит в Академии изящных искусств, четвертом по посещаемости музее в стране, увидели более миллиона человек. Было продано билетов на $7 млн. Доходы пошли в казну федерального министерства культуры.

Вопрос собственности и связанные с ним споры о том, кто должен получать прибыль от «Давида», стоял еще во времена прошлой администрации. Но поворотный момент наступил в этом году, когда министерство культуры наняло юристов, чтобы пересмотреть имеющиеся документы и определить истинного владельца.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В документе на девять страниц, написанном на сухом юридическом жаргоне, юристы заключают, что «Давид» принадлежит нации, истинному правопреемнику Флорентийской республики, которая заказала памятник в 1501 году.

Статуя была завершена в 1504 году, ее сразу провозгласили шедевром и поставили перед Палаццо Веккьо, тогдашним (и нынешним) сердцем города.

«Давид» оставался там до 1873 года, когда его перевезли в академию, принадлежавшую новому Королевству Италия, предшественнику современного государства.

Строительство подножия для статуи оказалось тяжелой работой, и в 1877 году город одолжил стране деньги на завершение проекта. В тот момент город мог бы предъявить свои права на собственность, но не сделал этого, говорится в юридическом документе. Так что, считают юристы, он не имеет права предъявлять подобные претензии теперь.

Но у мэра свои доказательства. Во-первых, с 1865 до 1870 года Флоренция была столицей Королевства Италия, и «Давид», по его словам, — одна из вещей, которую королевство даровало городу, когда столицу перенесли в Рим. Подтверждение тому, что Флоренция владеет «Давидом», по его словам, — документ от 9 июня 1871 года, в котором городу передается несколько зданий, в том числе Палаццо Веккьо.

Юристы говорят, что в этом документе «Давид» не упоминается, «хотя в те времена он обладал огромной ценностью, был чем-то вроде символа».

«Если государство и город когда-нибудь решатся на обсуждение этой проблемы в суде, это приведет к чудовищному общественному резонансу во Флоренции, — опасается Габриэль Токкафонди, член парламента и лидер центристско-правой партии «Народ свободы» в городе. — Люди будут относиться к этому, как к некоей комедии по-итальянски».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow