СюжетыОбщество

Пакистан: бедность – не порок, а налоги

Этот материал вышел в номере The New York Times (23.07.2010)
Читать
Во многих районах Исламабада можно увидеть блестящие спортивные автомобили. Элегантные многоэтажные дома полны слуг. Вещи никогда не сушатся на улице. За этой роскошью скрывается печальный факт. Немногие из тех, кто владеет этими домами,...

Во многих районах Исламабада можно увидеть блестящие спортивные автомобили. Элегантные многоэтажные дома полны слуг. Вещи никогда не сушатся на улице. За этой роскошью скрывается печальный факт. Немногие из тех, кто владеет этими домами, платят налоги. Это связано с тем, что политики, управляющие страной, — самые богатые люди в Пакистане, и они умеют находить способы оградить себя от проблем.

«Это отличная страна для богачей, — говорит Шабар Заиди, совладелец A.F. Ferguson&Co, бухгалтерской фирмы в Карачи. — Шоферы, слуги, огромные дома. Вопрос в том, кому от этого плохо. Конечно, обычным людям».

Это было бы проблемой для любой страны. Но в Пакистане отсутствие работающей системы налогообложения ведет к чему-то более страшному — к непрерывно растущей пропасти в пакистанском обществе. Это приводит к мятежам, которые сотрясают страну и осложняют ситуацию в регионе. Это провал американской политики: Пакистан — один из главных получателей миллиардов долларов, направленных на поддержку экономики и борьбу с мятежами.

Хотя власти уже несколько лет пытаются бороться с ситуацией, облагая налогами биржевой рынок и продажу недвижимости, огромные сегменты экономики (например, сельское хозяйство — важный источник дохода для элиты) налогами не облагаются. «Это элитарная система, созданная элитой и для элиты, — говорит Рияз Хуссейн Накви, бывший чиновник, который занимался сбором налогов 38 лет. — Это изуродованная система, в которой бедный платит за богатого».

Согласно исследованию, проведенному в декабре Пакистанским институтом законодательного развития и прозрачности, среднее состояние пакистанского парламентария составляет 900 тыс долларов. У самого богатого за душой 37 млн долларов.

По словам Зафула уль-Маджида, высокопоставленного чиновника из Федеральной налоговой комиссии, в прошлом году в Пакистане было собрано рекордно низкое количество налогов. При этом у нынешних членов парламента денег почти в два раза больше, чем у их предшественников.

«Налоги — это ахиллесова пята пакистанских политиков», — говорит Джаханджир Тарин, бизнесмен и член пакистанского парламента, который пытается поставить эту тему на повестку дня. В 2009 году он заплатил 225 534 доллара налогов — эту цифру он обнародовал месяц назад. «Если у тебя нет доходов — ладно, но тогда не стоит покупать Land Cruiser», — заявляет он.

По правилам любой, кто зарабатывает больше 3488 долларов в год, должен платить подоходный налог, но очень немногие делают это. Тарин рассказывает, что когда он впервые попытался заплатить, сборщик налогов отказался взять деньги, чтобы не нарушать статус-кво. Чтобы заплатить налоги, ему пришлось написать письмо вышестоящему чиновнику. По подсчетам Акбара Зайиди, политэкономиста из Карачи, 10 млн пакистанцев должны платить подоходный налог, но делают это только 2,5 млн.

Зайиди винит во всем американцев и их бесконечные подачки официальному Исламабаду. «Американцам нужно сказать: «Все. Хватит. Разбирайтесь сами. Приведите свою страну в порядок», — считает он. — Но вы трусы. Вы боитесь рискнуть».

Сборщики налогов пытаются вести себя жестко. Когда Накви возглавлял налоговое ведомство, он старался устраивать проверки, неизбежно вызывая тем самым волну протеста.

Маджид говорит, что сборщики налогов теперь используют счета за электричество, чтобы определить богачей, считая, что высокие счета свидетельствуют о наличии в доме кондиционера, а значит, о богатстве. Недавно они сделали сотни предупреждений богачам Исламабада. «Но преследовать политиков сложно. По крайней мере, не тогда, когда они у власти», — говорит Маджид, улыбаясь.

Из-за нежелания политиков платить подоходный налог правительство идет на другие, более простые меры, например, увеличивая налог с продаж. Но это менее честно, потому что бьет по бедным с той же силой, что и по богатым. 26-летний шофер из Карачи Мухаммед Азхар зарабатывает 123 доллара в месяц. Он платит тот же налог с продаж, что и член национальный ассамблеи, чей ежемесячный доход составляет 1400 долларов плюс премии. О прибыли с продажи недвижимости и земли обычно не говорят.

«У больших людей, которые нами управляют, есть дома и слуги, и они должны платить налоги», — говорит Азхар, наблюдая за вереницей спортивных авто, выстроившихся на дороге, ведущей к местному парламенту.

В статье использован репортаж Салмана Масуда

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow