Вся избирательная кампания Лучшей партии Исландии, основанной в декабре комиком Йоном Гнарром в насмешку над политической системой страны, была одной большой пародией. Или так только казалось?
В мае, на фоне тяжелой депрессии, охватившей страну после разразившейся финансовой катастрофы, Лучшая партия оказалась победителем выборов в Рейкьявике, завоевав 34,7% голосов избирателей, а Йон Гнарр стал четвертым за четыре года мэром города, в котором живет больше трети всего населения страны, составляющего 320 тысяч человек.
В своей речи после завершения голосования он постарался успокоить остальные 65,3% избирателей. «Ни у кого нет причин бояться Лучшей партии, — сказал он, — потому что это лучшая партия. Если бы это было не так, она бы называлась Худшей партией или Плохой партией. В такую партию я бы не вступил».
Поскольку партия получила только 6 из 15 мест в городском совете, Гнарру было необходимо создавать коалицию, но он заранее отказался даже вести переговоры с партиями, представители которых не видели все пять сезонов сериала «Провод».
Светло-рыжему Йону Гнарру 43 года. Ирландские теле- и кинозрители знают его по роли Георга Бьярнфредарсона — лысого грубияна и поклонника Маркса, получившего образование в Швеции, сына испортившей ему все детство воинствующей феминистки.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Несмотря на его актерскую популярность, никто в Исландии не сомневается, что успех на выборах принесла ему не столько слава, сколько протестное голосование. В этом уверен и профессор политологии исландского университета Гуннар Хельги Кристинссон.
Крах в 2008 году нескольких крупнейших исландских банков, ставший предвестником надвигавшихся на Европу финансовых потрясений, вверг страну в глубокий кризис. В апреле избиратели ознакомились с подробным отчетом, обвинявшим высшее руководство страны в некомпетентности, халатности и кумовстве. Неудивительно, что после этого они предпочли отдать свои голоса кому угодно, лишь бы не набившим оскомину политикам, считает профессор Кристинссон.
Лучшая партия, в которую вошли практически все исландские панк-рок-музыканты, сформировала коалицию с левоцентристской Социал-демократической партией (несмотря на подозрения Гнарра в том, что социал-демократы заставили кого-то из младших функционеров отсмотреть все серии «Провода» и написать для них краткое содержание).
«Смешно — не обязательно означает несерьезно», — говорит Гнарр. На вопрос о своем опыте во внешнеполитических делах он отвечает, что вел на радио шоу, во время которого не раз звонил в Белый дом, ЦРУ, ФБР и в нью-йоркские полицейские участки, спрашивая, не нашелся ли потерянный им бумажник.
Идея Лучшей партии выросла, по словам Гнарра, из глубокого недовольства и морального тупика, переживаемых исландцами после банковского фиаско.
Прошлой зимой Гнарр открыл в Интернете сайт лучшей партии и начал писать сюрреалистические «политические» статьи. «Отклики были такими восторженными, — рассказывает Гнарр, — что я понял: общество ждет перемен».
Как добавляет Гнарр, «из всех проектов, в которых мне доводилось принимать участие, этот доставил мне наибольшее удовольствие».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68